Новшества готовит Минздрасоцразвития в самих принципах инвестирования пенсионных денег. Вместо существующего принципа ограничений по инвестированию пенсионных накоплений будет действовать система градаций пенсионных портфелей по рискам. Причем чем старше клиент НПФ или накопительного фонда, тем в менее рисковые активы смогут управляющие вкладывать его деньги. Скажем, лицам старше 55 лет можно будет инвестировать свои пенсионные накопления в госбумаги, депозиты и бонды эмитентов с самым высоким рейтингом, а вот те, кому еще не исполнилось 30, смело могут рисковать, покупая высокорискованные акции и деривативы.
Деривативы – они же производные, они же вторичные бумаги – одно из самых труднопостижимых для непрофессионала понятий современной экономики. Да и для профессионала порой тоже. Объяснить, что такое деривативы, в популярных терминах кое-как можно – так же, как можно объяснить гипотезу Пуанкаре при помощи яблока и бублика. Игра на деривативах есть заключение пари об исходах пари, заключаемых кем-то другим. Таким образом, на рынке производных успех зависит от чужого успеха. Или от чужого провала: многие хедж-фонды, не связанные правилами, регулирующими поведение более демократичных инвестиционных фирм, играют одновременно на повышение и понижение.
Что же такое дериватив? Предположим, инвестор купил на рынке одну акцию компании «Газпром» по цене 8 рублей. По сути, покупка акции означает приобретение соответствующей доли собственности компании «Газпром». При этом прибыли/убытки держателя акции будут определяться реальной «рыночной» стоимостью Газпрома. Допустим, через месяц стоимость акции компании выросла до 12 рублей. Если инвестор теперь захочет продать акцию, он получит доход в размере 12-8=4 рубля. Совершение такого рода сделок означает мгновенный переход прав на предмет сделки (в данном случае одна акция компании «Газпром») от продавца к покупателю. Такой тип рыночных отношений называется спотовым рынком.
Пусть теперь инвестор заключил с продавцом акции договор, в соответствии с которым он купит одну акцию Газпрома через три месяца по цене 10 рублей. Заключение такого договора не дает инвестору право на акцию сейчас. Однако через три месяца он сможет купить акцию по цене 10 рублей, независимо от того, какова будет ее реальная рыночная стоимость на этот момент. Если, скажем, через три месяца рыночная стоимость акции Газпрома будет составлять 15 рублей, то инвестор купит ее по цене ниже реальной рыночной стоимости. Его прибыль от заключения такого договора при этом составит 15-10=5 рублей. Если же цена акции через три месяца составит 7 рублей, его убыток будет 10-7=3 рублей.
После исполнения условий договора и покупки акции через три месяца инвестор станет ее реальным владельцем и окажется в положении, аналогичном предыдущему примеру. Однако на момент заключения договора он не купил акцию. И поставка акции и ее оплата произойдут только через три месяца после заключения договора. Такой вид рыночных отношений является простейшим примером работы рынка деривативов. Рассмотренный пример заключения договора на покупку акции Газпрома через три месяца является, по сути, примером форвардного контракта. Форвардные контракты являются самым простым видом деривативов. Исторически форвардные контракты были первыми видами деривативов. В дальнейшем появились другие виды деривативов: фьючерсы, опционы, свопы, структурные продукты.
Несмотря на то, что каждый вид деривативов имеет свои особенности, у них у всех есть общие характеристики, которые их объединяют. В основе любого дериватива всегда лежит какой-то актив (активы) – базисный, иногда говорят, базовый актив – underlying asset. В нашем примере это была акция Газпрома. Таким образом, стоимость любого дериватива определяется исходя из прогноза стоимости базисного актива, т.е. напрямую зависит от нее.
Базисным активом дериватива может быть акция, облигация, валюта, фондовый индекс, другой дериватив, портфель ценных бумаг. Такие инструменты называются финансовыми деривативами. Если базисным активом контракта является какой-то товар (нефть, драгоценные металлы), такой вид деривативов называется товарным.
Вообще говоря, базисным активом может быть любой товар или услуга. Исторически первыми деривативами были форвардные контракты на сельскохозяйственную продукцию.
Производные инструменты существуют уже более двух веков, хотя широко стали использоваться только с 20-х годов прошлого столетия. Их возникновение было связано с потребностью фермеров снизить свои риски. Пионером в этом делe стал штат Иллинойс – одна из главных американских житниц. Местные бизнесмены замахнулись на решение вековой проблемы крестьянина. Сельхозпроизводство имеет ярко выраженный сезонный характер: весной, когда начинается страда, крестьяне вынуждены нести определенные затраты на посев урожая, но лишь осенью становится известно, какие доходы они получат. Причем понятно, что итог этого напряженного труда труднопредсказуем. И чтобы сельхозпроизводитель не гадал на кофейной гуще, сколько он выручит за собранную продукцию, а мог бы достоверно планировать грядущие поступления, были внедрены фьючерсы на урожай. Это позволяло фермеру с самого начала быть уверенным, что без средств к существованию он не останется.
Один российский чиновник, познакомившись с американским опытом работы с деривативами, заметил, что до поездки в Соединенные Штаты он думал, что производные на погоду – это шутка. На самом деле погодные деривативы – это разветвленные финансовые инструменты, которые позволяют страховать едва ли не все компоненты климата: от температуры воздуха до выпадения осадков.
Еще одним общим свойством, которым обладают деривативы, является то, что они подразумевают не немедленную поставку базисного актива, а поставку базисного актива и его оплату в будущем. По сути, это только одна из возможных зависимостей дериватива от базисного актива, однако она является наиболее распространенной. В форвардах, фьючерсах, опционах и свопах используется именно такая зависимость. Именно благодаря этой характеристике деривативов широкое распространение на российском рынке получил термин «срочный рынок».
Зарождение российского срочного рынка началось в конце 1992 года с запуска торгов фьючерсом на доллар США на Московской товарной бирже (МТБ). Спекулятивные настроения на финансовых рынках в России обеспечили бурный рост оборотов на данном рынке. В обращение вводились новые контракты, постепенно с точки зрения торговой активности заменявшие друг друга. Если в начале 1990-х годов наибольшие объемы торгов проходили по валютным фьючерсам, то в середине 1990-х годов торговая активность возросла по фьючерсам на государственные ценные бумаги, а со второй половины 1990-х годов постепенно стали набирать обороты фондовые деривативы (прежде всего, фьючерсы на акции).
В обращение в тот период были введены все группы инструментов (на валюту, на акции, на фондовые индексы): ММВБ – на сводный фондовый индекс ММВБ (ныне Индекс ММВБ); МТБ – на Dow Jones Industrial Average), на государственные облигации, на краткосрочные процентные ставки денежного рынка (МЦФБ – на МИБОР), а также такой тип инструментов, как опционы с фьючерсным типом расчетов (ММВБ и МЦФБ). Российский финансовый кризис 1998 года практически прекратил существование рынка деривативов в России. Возрождение рынка, по сути, началось со второй половины 2000 года с общим оживлением на российском финансовом рынке.
На внебиржевом рынке сделки совершаются напрямую между контрагентами без участия биржи. Основными минусами внебиржевого срочного рынка являются риск невыполнения контрагентом своих обязательств (в случае с биржевыми опционами биржа гарантирует исполнение обязательств) и сложности с досрочным закрытием позиций. В России к этим сложностям добавляется отсутствие судебной защиты внебиржевых деривативов.
Если биржевой рынок деривативов в России постепенно развивается, то ситуация на российском внебиржевом рынке производных инструментов, основными участниками которого являются банки и другие финансовые компании, а также корпорации, оставляет желать лучшего. По мнению члена совета Национальной валютной ассоциации Дмитрия Пискулова, развитие внебиржевого рынка производных инструментов в России требует, в первую очередь, создания необходимой инфраструктуры. По словам экспертов, хромает судебная защита, да и в налоговом законодательстве сплошные пробелы. «Большая часть внебиржевого рынка остается неохваченной налоговым регулированием, – сетует один из экспертов. – На данный момент внебиржевой сегмент рынка деривативов в России более сложный и непрозрачный».
Впрочем, все это говорит лишь о том, что потенциал развития рынка деривативов, как биржевого, так и внебиржевого, в России огромен.