В Башкирии орган общественного контроля за деятельностью управляющих компаний был создан по предложения президента. Возможно ли развивать гражданское общество сверху? Насколько эффективно работают назначенные домовые комитеты? Что еще предстоит изменить в сфере ЖКХ? Об этом проект «Дом» сайта Ufa1.ru беседует председателем регионального общественного движения «Башдомком» Арсеном Нуриджановым.
– Арсен Эдвинович, как появилась ваша организация? Какова ее основная функция и для чего в принципе нужно объединять домкомы?
– В течение примерно семи лет я был старшим по дому. Одно время на втором этаже нашего подъезда стояли два велосипеда. Как-то я зашел в подъезд и увидел, что незнакомый парень выкатывает один из этих велосипедов. Попытался его остановить. Молодой человек поинтересовался, кто я такой. «Старший по дому», – ответил я. На что он попросил показать какое-нибудь удостоверение. Я развел руками, показывать было нечего.
В 2011 году в Жилищном кодексе появилась статья, которая позволяла создавать советы многоквартирных домов. За достаточно быстрое время при поддержке президента в республике было создано около 12 000 домовых комитетов. Где-то нашлись действительно заинтересованные лица, где-то назначения были проведены формально, где-то помог административный ресурс. Примерно 11 000 председателей домкомов прошли специальное обучение. Чтобы эта армия смогла заработать, было принято решение создать союз домовых комитетов. Движение представляет их интересы на муниципальном и республиканском уровне.
Также «Башдомком» проводит организационную работу по созданию советов микрорайонов и отделений в городах. Постоянно действует учебный центр, выпускаются методические пособия по управлению многоквартирным домом. Аккумулируется опыт домкомов на отдельном сайте, действует горячая линия. Наши эксперты оказывают бесплатную юридическую помощь.
– Многие домовые комитеты в Башкирии были созданы не по желанию жильцов, а по инициативе сверху. На ваш взгляд, может ли таким образом развиваться гражданское общество? Правильно ли, что орган, контролирующий управляющие компании, создается во взаимодействии с ними?
– В этом заключается парадокс курса, который проводится сейчас в республике. По большому счету, зачем власти создавать армию людей, которые контролируют ее деятельность? Десятилетиями спокойно существовали без всяких проверок. Однако регион здесь сработал на опережение.
По Жилищному кодексу гражданам давался год, чтобы выбрать способ управления домом. Это могло быть товарищество собственников жилья, непосредственное управление либо управление через управляющую компанию. Если выбирается последний вариант, необходимо создать домовой комитет. Не организовали его самостоятельно? Через год это сделает администрация. Мы не стали дожидаться, когда жильцы сами изберут советы, подтолкнули этот процесс, сделали его искусственным. Однако со временем стало ясно, что в любом случае власти пришлось бы подключиться.
С самого начала журналисты интересовались, какая часть созданных таким образом домовых комитетов действительно работает. Сперва я озвучивал цифру в 10%, затем в 15%. Сейчас ответственно заявляю: 30% домкомов, избранных в республике, активно ведут работу и добиваются хороших результаты. Выиграны десятки судов, возбуждено несколько уголовных дел, сэкономлены миллионы рублей... Самое главное – происходит самомотивация представителей домовых комитетов. Общаясь на собраниях по избранию советов микрорайонов, они слышат о достижениях друг друга. Когда сосед возвращает переплату за тепловую энергию, а дом экономит средства на капремонте и на эти деньги ставит пластиковые окна в подъезде, хочется повторить их успехи.
– В Башкирии, как и везде по стране, предшественниками домкомов были активные пенсионеры. Перенимаете ли вы их опыт?
– Экспертами на горячей линии «Башдомкома» являются как раз пенсионеры. Это опытные люди, которые много лет были старшими по домам, председателями совета многоквартирных домов и знают эту работу от и до.
– А как вы относитесь к обращениям через интернет-приемные, которых стало так много в последнее время?
— Я приветствую любые формы защиты своих жилищных прав. Молодежи, конечно, проще зайти на сайт и оттуда отправить жалобу. Другое дело, что происходит заваливание управляющих компаний потоком обращений. Специальные сайты создали, жалоб море написали, а кто должен с ними работать? Число сотрудников в управляющих органах осталось прежним. В итоге дела подолгу находятся на рассмотрении, передаются из ведомства в ведомство. Граждане получают отписки и нервничают. На мой взгляд, эффективнее, если один представитель дома озвучит все проблемы в управляющей компании, чем если каждый собственник напишет по жалобе. Обращение в интернет-приемную прокуратуры, Госкомжилнадзора, президента стоит отправлять по принципиально важным вопросам, а текущие проблемы решать по старинке.
– Арсен Эдвинович, вы говорили об определенных достижениях местных домкомов. Что необходимо сделать в ближайшее время, чтобы эффективная работа в этом направлении продолжалась?
– На мой взгляд, на данный момент решено около 10% проблем жилищно-коммунальной сферы. Однако иметь дело с управляющими компаниями все равно что ходить по болоту. Одну ногу вытащишь – другая увязнет. Конечно, под постоянным давлением им нелегко работать, однако и граждане добиваются своих законных требований с кровью.
По-моему, необходимо усилить уголовную ответственность представителей управляющих компаний за подделку подписей граждан. Проведя какую-то работу, они часто не идут за подписями и ставят их сами. Оно и понятно – цены в документах явно завышены. Также поддельные подписи можно найти в договорах с управляющими компаниями.
Отказ управляющих компаний предоставлять жителям необходимые сведения тоже должен строже наказываться. Если домкомы получат понятный отчет по тратам, они смогут сэкономить в будущем. На появившиеся деньги провести ремонт придомовой территории, дома, крыши... На сегодняшний день часто не ясно, на что уходят средства граждан. Хотя бы временно необходимо создать государственный контрольно-следственный орган, курирующий эту сферу. Пусть он действует по аналогии с наркоконтролем и является своего рода ЧК по ЖКХ.
Фото: Фото из личного архива Арсена НУРИДЖАНОВА