Жителям Уфы, Стерлитамака, Салавата, Сибая и Уфимского района вернули деньги, ошибочно начисленные за пользование жилищно-коммунальными услугами. Общая сумма возврата составила 1 315 300 рублей. Лишние деньги платили те собственники, которые слабо разбираются в коммунальных премудростях. Более активные жильцы без раздумий обращались в Госжилинспекцию нашего региона.
Большая часть жалоб была связана с отсутствием в квартирах горячей воды и отопления, хотя данный вид услуг был предусмотрен. Установлена была и плата за эти блага цивилизации. Кроме того, люди жаловались на работу управляющих компаний, которые не хотели и не могли разъяснять интересующие жильцов вопросы. Обращения жителей республики были связаны и с расходованием денежных средств, поступающих на ремонт (включая капитальный) и содержание многоквартирных домов.
Инспекция принимает жалобы
Вот пример одной из жалоб, поступивших в Госжилинспекцию региона в октябре текущего года:
«В нашем доме по улице Магистральной, 2-33 нет горячей воды! В январе 2010 года мы купили квартиру, и с этого времени коммунальщики не могут найти и устранить причину отсутствия горячего водоснабжения. Горячая вода либо чуть теплая, либо вовсе холодная. Вызывали аварийную службу, слесаря, ходили на прием к директору ЖЭУ, к главному инженеру неоднократно обращались. Причину так и не могут устранить. А ведь ненадлежащая температура горячей воды приводит к тому, что увеличивается платеж за коммунальные услуги...»
С начала 2010 года в Госжилинспекцию РБ поступило 2810 обращений от физических, юридических лиц, органов исполнительной власти и журналистов. Это на 78% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего было проведено 338 внеплановых проверок по обращениям граждан. По словам главного государственного жилищного инспектора Республики Башкортостан Ильдара Замалетдинова, с начала текущего года Госжилинспекция РБ обследовала 36 848 тысяч квадратных метров многоквартирных домов. В ходе проверок было выявлено почти 25 тысяч нарушений норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил пользования жилыми помещениями и обеспечения коммунальными услугами. К счастью, большая часть из них на данный момент уже устранено. Но… Не было бы жалоб, не было бы и решения проблемы.
За УК – глаз да глаз
- Важно знать, куда и как обращаться. Если начисления за предоставляемые коммунальные услуги вызывают вопросы у собственника, ему необходимо обратиться с запросом в свою управляющую компанию, рекомендуют в Управлении жилищного хозяйства Уфы. УК в этом случае должна разъяснить, из чего складывается та или иная цифра, прописанная в квитанции. Если УК не реагирует на запрос или же после ответа компании расчеты продолжают казаться собственнику ошибочными, здесь необходимо обращаться в Госжилинспекцию или Управление Роспотребнадзора. В соответствии с законом о защите прав потребителей деятельность управляющей компании по начислению платежей представляет собой услугу. И если она оказывается некачественной, собственник имеет право пожаловаться в Роспотребнадзор и сообщить о нарушении закона о защите прав потребителей.
По словам директора управляющей компании «Барьер» Андрея Голубева, собственник жилья всегда может проконтролировать состав постоянных платежей: капитальный ремонт, содержание, отопление, водоотведение, холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию, электроэнергию ОДН (например, освещение мест общего пользования). Также в квитанцию, по словам эксперта, могут быть включены такие дополнительные услуги, как охрана или консьерж. Эти услуги оплачиваются лишь с согласия самих жильцов.
С января 2009 года в извещениях появилась новая строка – электроэнергия на общедомовые нужды (ОДН). До нынешнего года расходы на электроэнергию для освещения мест общего пользования: подъездов, подвалов и лестничных клеток, а также на работу лифтов и другого инженерного оборудования дома входили в размер платы за содержание жилого помещения, рассчитываемой на один квадратный метр общей площади квартиры. С 1 января 2010 года в соответствии с требованиями жилищного законодательства эти расходы из суммы платы за содержание жилого помещения исключены и оплачиваются отдельно как коммунальная услуга.
На сегодняшний день управляющая многоквартирным домом компания обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с утвержденным Постановлением правительства РФ № 731. Стандарт описывает данные, которые подлежат обязательному раскрытию:
общая информацию об управляющей организации;
основные показатели финансово-хозяйственной деятельности;
сведения о выполняемых работах и оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
сведения о стоимости работ и услуг;
сведения о ценах на коммунальные ресурсы.
Как сообщает Управление по связям с общественностью Фонда содействия реформированию ЖКХ, указанную информацию управляющие организации должны размещать в Интернете и на информационных стендах, публиковать в прессе и предоставлять в ответ на поступающие запросы.
Напоминаем, что на сегодняшний день разработана концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». Целями ФЦП являются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества, а также доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры. Чиновники утверждают, что обновленная программа ЖКХ изменит в лучшую сторону качество оказываемых услуг. А пока в Госжилинспекцию РБ продолжают поступать новые жалобы собственников на отсутствие в квартирах горячей воды и тепла...