Недвижимость ИКЕА: история в музее

ИКЕА: история в музее

Этой осенью магазин ИКЕА наконец-то распахнет свои двери и в Уфе. Но мало кто знает, что история основания этой огромной компании началась очень давно...

Этой осенью магазин ИКЕА наконец-то распахнет свои двери и в Уфе. Но мало кто знает, что история основания этой огромной компании началась очень давно. Для того чтобы узнать, как появилась компания и чем занимается сегодня, мы отправились в Эльмхульт. В этом небольшом шведском городке ИКЕА является градообразующим предприятием, там же находится и музей компании.

Как все начиналось

Основатель ИКЕА Ингвар Кампрад родился в Эльмхульте в 1926 году. Он начинал зарабатывать в пятилетнем возрасте (!) с продажи спичек. Позже он занялся продажей рождественских открыток и настенных картинок, ловил рыбу, а потом разъезжал на велосипеде и продавал ее в округе. Собирал бруснику и пересылал в соседнюю деревню на молочном фургончике. В одиннадцать главным его занятием была продажа семян. Но самым большим спросом пользовались авторучки: в начале 40-х они были новинкой даже в Швеции. Кампрад выписал 500 таких ручек из Парижа, взяв для покупки в окружном банке ссуду в 500 крон. Модный товар поставляла одна французская фирма. Она же потом потребовала, чтобы их дистрибутор зарегистрировал собственное предприятие.

Вскоре Ингвар к ручкам и спичкам добавил самую незамысловатую мелочь вроде канцелярских товаров, бумажников, нейлоновых чулок и даже средств от комаров. Кампрад уговорил отца посодействовать ему в оформлении бумаг – и в 1943 году на свет появилась фирма ИКЕА. «Аббревиатура состоит из первых букв имени и фамилии, названия фермы его отца и церковного прихода, где вырос глава будущей корпорации»

, – рассказала

специалист отдела по связям с общественностью ИКЕА в г. Эльмхульт Карина Кайфельдт, экскурсовод в музее ИКЕА

.

Мебельный передел

В 40-ые годы 20 столетия Ингвар впервые посещает Миланскую выставку мебели. Там он понимает, насколько мебель интересна и красива, но большинство людей не могут себе позволить ее приобрести. Тогда впервые появилась идея, заключавшаяся в том, что мебель должна быть доступной большому количеству людей. В Швеции мебель также стоила больших денег, из-за чего была для многих жителей если не предметом роскоши, то уж точно большой покупкой. Он решил исправить это, преобразовав ИКЕА в мебельный магазин. Для начала будущий миллиардер разобрался с тем, где можно приобретать саму простую (дешевую) мебель в стране.

Кампрад договаривается с мелкими мебельными производителями и начинает продавать две модели – кресло без подлокотника и легендарный кофейный столик. Кресло Кампрад назвал «Рут» (он всегда считал, что запоминать инвентарные номера сложно). С тех пор в ИКЕА у каждого товара есть свое имя.

Итак, в 1947 году ИКЕА начинает торговать мебелью. Уже через четыре года выходит первый печатный каталог с продукцией компании, ставший сегодня легендарным. Важным правилом, которое тогда установил Ингвар Кампрад, стало то, что цены, указанные в нем, должны сохраняться в течение года. Конечно, они могут быть снижены, но никак не увеличены – дабы не вводить в заблуждение потребителей.

Благодаря неплохому объему продаж Ингвар получил достаточно наличности, чтобы иметь свой собственный завод. И в 1951 году он покупает старую фабрику за 12 000 шведских крон (на месте этого здания сейчас находится офис ИКЕА) и начинает выпускать еще более дешевую мебель. Это был нонсенс для страны, где мебель всегда считалась дорогим товаром.

Ввязываться в ценовую войну с ИКЕА стало практически бесполезно, а потому национальная ассоциация продавцов мебели начала давить на местных поставщиков, работавших в том числе и с ИКЕА. Пользуясь своей властью, они сумели уговорить их прекратить сотрудничество с молодой компанией. Но для Ингвара любая крупная проблема – это повод искать новые возможности и развиваться. Он начинает закупать большую часть деталей для мебели в Польше. Одним из преимуществ такого подхода стало еще большее снижение издержек, даже несмотря на то, что требовалась перевозка деталей. Так основатель ИКЕА заложил один из краеугольных камней концепции фирмы – оптимизировать цепочку поставок, чтобы снизить цены для конечного потребителя. Так бойкот, организованный шведскими поставщиками и конкурентами ИКЕА,

привел к тому, что компания стала крупнейшим мебельным ретейлером в мире.

Ставшая сегодня классической бизнес-модель рождалась из необходимости решать совершенно обыденные, на первый взгляд, сложности. Однажды Кампрад наблюдал за тем, как молодой чертежник, пытаясь втиснуть в багажник машины громоздкий стол, наконец додумался открутить ножки и сложить их под крышкой. Бизнесмен немедленно схватил идею и нанял чертежника в штат фирмы. Складную или разобранную по частям мебель было не только дешевле транспортировать – процесс сборки перешел от продавца к покупателю. Так родилась концепция разборной мебели в плоских упаковках, а в ИКЕА стали разрабатывать дизайнерскую мебель.

Завоевание родины

Шестидесятые годы прославились тем, что Кампрад открывает первые крупные магазины на родине: выставочный павильон в Стокгольме и большой магазин в родном городке Эльмхульт. Последний шаг, с точки зрения здравого смысла, не бесспорный. Где найдется столько покупателей в захолустье? Но Ингвар знал, что в Швеции начался автомобильный бум, и понял, что за серьезными покупками люди готовы ехать хоть за тридевять земель. Для привлечения клиентов в магазине ИКЕА стали продаваться багажники на крышу автомашин. Разумеется, по бросовой цене. Благодаря такой политике оборот компании за один год вырос в два раза.

В1963 году ИКЕА открыла большой магазин под Стокгольмом. Сам магазин, получивший название Kungens Kurva, по внешнему виду

напоминал нью-йоркский музей Гуггенхайма, который очень приглянулся Кампраду. Во время торжественного открытия магазина чуть было не разразился грандиозный скандал. Никто не ожидал, что в первый же день приедет так много народу. Тридцать тысяч шведов непременно хотели купить себе обстановку по низким ценам. В магазине, даже столь большом, не нашлось такого количества товара.

Кампрад принял единственно верное в данной ситуации решение – открыть для покупателей склад. Так ИКЕА нечаянно пришла к своей «коронной» концепции самообслуживания. Именно с Kungens Kurva стиль работы компании определился окончательно и навсегда.

Теперь каждый мебельный магазин ИКЕА – это своего рода выставочный центр, где показываются не только диваны и шкафы, но и любые мелочи быта: скатерти, занавески, покрывала, полотенца и подсвечники. Причем размещено все это так, как и должно быть в реальной жизни. Таким образом, посетитель магазина может осмотреть сначала 10 детских комнат подряд, а потом 25 столовых или гостиных и так далее. Прикинув, как та или иная модель смотрится в настоящем интерьере, и выбрав подходящую, покупатель должен идти за ней на склад. В удобных упаковках он транспортирует предметы мебели себе домой и там самостоятельно ее собирает, читая понятные и толковые инструкции, которые, кстати, печатаются тоже в Эльмхульте.

Экспансия за пределы Швеции

В 1963 году ИКЕА выходит на зарубежный рынок, начиная свою экспансию с Норвегии. Вскоре последовало открытие первого магазина ИКЕА в Швейцарии. Шестидесятые годы сказались и на дизайне мебели. Гостиная стала более многофункциональной. Осознавая потребности молодых людей, компания представила совершенно другие модные тенденции. Появились товары ярких цветов, мебель стала более простой по форме, дизайн стал больше соответствовать потребностям основной целевой аудитории: просто, стильно и дешево.

В 70-е годы на пике популярности были джинсы. С очередной заграничной поездки Ингвар возвращается с несколькими километрами джинсовой материи. Диваны и кресла обретают новую обивку. В это же время компания вырывается за пределы Скандинавии. С тех пор ИКЕА продолжает экспансию и присутствует во многих странах мира.

Генеральной стратегической линией компании с первых дней и в течение всего времени ее существования является разумная экономия – то есть возможность не переплачивать за то, что не нужно. Дизайнеры ИКЕА работают над созданием новых товаров в непосредственном контакте с производителями, думая не только о внешнем виде, но и о том, из чего и как товар будет производиться, как его будут перевозить и сколько он в конечном итоге должен стоить. Товары ИКЕА почти всегда серийные и поточные, с максимальной оптимизацией и автоматизацией технологических операций, в чем можно убедиться, посетив фабрику Сведвуд в Эльмхульте.

«Мы должны предложить нашим покупателям широкий ассортимент функциональных товаров для дома с оригинальным дизайном. При этом цена на них должна быть настолько низкой, чтобы посетители магазина могли позволить себе их приобрести», – пояснила руководитель отдела стратегии разработки ассортимента IKEA of Sweden Леа Кумпулайнен.

Ингвар Кампрад находится сегодня на заслуженном отдыхе. Хотя это вовсе не означает, что он полностью отошел от дел. Ингвар до сих пор активно участвует в работе созданной им компании, и его мнение – серьезный авторитет как для топ-менеджеров компании, так и для рядовых сотрудников. Интересно, что, когда в Швеции проводился опрос уровня общественного доверия к тем или иным персонам, рейтинг доверия шведов к Ингвару Кампраду лично и к бренду ИКЕА существенно превысил уровень доверия к кабинету министров и членам королевской семьи.

Дизайнерская мебель разных годов сегодня представлена в залах музея – начиная с 50-х годов и заканчивая нашими днями. Два интерьера в первом демонстрационном зале пришли к нам из 50-х годов. Обстановку одной комнаты выкупили у семейной пары, которая приехала в Эльмхульт в 1954 году. А в 1993 году семейная пара обратилась в ИКЕА с предложением приобрести у них раритетную мебель. Самое интересное, что они сохранили у себя все чеки и зарисовки. Как отмечает Карина Кайфельдт, экспонаты, выставленные в музее, получены либо от покупателей, либо от сотрудников, у которых осталась мебель ИКЕА. Завершает «историю ИКЕА» в музее картина, которую преподнес в дар космонавт Алексей Леонов. На картине он изобразил ИКЕА на Луне и сопроводил свой подарок следующей фразой: «Поскольку ИКЕА поставляет мебель в плоских упаковках, никаких препятствий для космической экспансии нет».

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления