Центризбирком Башкирии проверил и опубликовал итоговые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидатов на пост главы региона. Нарушений при создании фондов и расходовании средств не обнаружили. Избирательные кампании обошлись четырем кандидатам в президенты Башкирии в сумму более чем 48,5 миллиона рублей. Самый большой фонд оказался у переизбранного главы региона Рустэма Хамитова.
Кампанию оплатили граждане и юрлица
В избирательный фонд Рустэма Хамитова поступили 42 000 100 рублей. Почти вся сумма была израсходована в ходе кампании, осталось лишь 100 рублей. Эти деньги вернулись гражданам и юрлицам пропорционально суммам их пожертвований, сообщили в избиркоме.
Почти половину средств – 20 000 100 рублей – кандидат Рустэм Хамитов получил от граждан в качестве добровольных пожертвований. Юридические лица перечислили для ведения избирательной кампании 22 млн рублей, также на добровольной основе.
Как следует из отчета кандидата, 10 758 666,81 рубля штаб Рустэма Хамитова потратил на выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов, на 6 740,42 рубля провели публичные мероприятия. Еще 22 382 622,27 рубля ушло на оплату других работ и услуг.
Иные расходы, непосредственно связанные с проведением избирательной кампании, составили 8 851 970,5 рубля.
Выборы за свой счет
У кандидата Ильдара Бикбаева, выдвигавшегося от партии «Патриоты России», оказался самый маленький фонд. Он потратил на избирательную кампанию 330 000 рублей. При этом вся сумма – собственные средства кандидата.
Ильдар Бикбаев 172 820 рублей потратил на выпуск и распространение агитационных материалов, 436,78 рубля ушло на проведение публичных мероприятий. На оплату других работ и услуг) перечислено 44 754,12 рубля. Иные расходы, связанные с проведением кампании, составили 111 989,1 рубля.
Второй по величине избирательный фонд был у представителя ЛДПР Ивана Сухарева. 3 734 788 рублей своему кандидату перечислила партия. 101 109,8 рубля Иван Сухарев выделил из собственных средств.
69 000 рублей штаб Ивана Сухарева потратил на сбор подписей избирателей, предвыборная агитация в СМИ обошлась ему в 905 000 рублей. На выпуск и распространение агитационных материалов штаб перечислил 2 854 743,8 рубля. 7100 рублей ушло на другие работы и услуги. На иные расходы – 54 рубля.
Партия помогла
Юниру Кутлугужину, кандидату от КПРФ, средства на избирательную кампанию выделила партия. Его избирательный фонд составил 2 400 000 рублей. 128 365 из них штаб кандидата потратил на предвыборную агитацию в СМИ, 567 010 – на выпуск и распространение агитационных материалов. 1 697 933 рубля перечислено за другие работы и услуги. 6 692 рубля составили иные расходы.
Для оппозиции выборы дороже
Каждый кандидат, который намерен составить конкуренцию действующему главе региона, должен понимать: его затраты на имидж будут серьезнее. «Тому, кто находится у руля, деньги тратить не нужно. Он находится в заведомо более выгодной ситуации. Его ресурс больше. На него и так работают региональные СМИ», – уверен заведующий кафедрой политологии УГНТУ Эльдар Гареев. Журналисты в любом случае пишут о выступлениях руководителя региона, о его появлении на официальных мероприятиях, открытиях социально значимых объектов. Кроме того, на действующего управленца работает уже сформированный имидж.
Конкуренция с действующим руководителем региона – дорогое удовольствие. «Поэтому кандидаты, собирающиеся составить ему конкуренцию, должны идти на выборы с открытыми глазами и отдавать себе отчет в том, что их расходы на имидж будут намного больше», – пояснил политолог.
Победитель есть: что дальше?
Президентские выборы – 2014 стали неконкурентными. В этой ситуации оппонировать Рустэму Хамитову должны были или очень уверенные в себе люди, или те, кто рассчитывал получить от кампании не президентское кресло, а другие, более скромные дивиденды. «Кандидаты, участвовавшие в выборах, набирают политический опыт, имидж. Их путь в политике на этом не кончается», – уверен эксперт.
При этом результаты выборов могут использовать как проигравшие выборы кандидаты, так и победитель. «Беда наших нынешних руководителей в том, что они не хотят, даже победив, использовать опыт своих соперников и оппозиции. Если в период избирательной кампании конкурент сделал хорошие предложения, почему бы не предложить ему какой-то портфель. Другое дело, согласится он на это или нет, но ведь попробовать можно», – считает Эльдар Гареев. Эксперт объяснил, что такой подход принес бы только пользу для региона и сплотил общество. Критика оппозиции, получившей определенную возможность влиять на ситуацию в регионе, могла стать более конструктивной.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА