Уже второй год мы живем в условиях пандемии коронавируса и уже давно привыкли посещать общественные места в защитной маске. В России COVID-19, похоже, медленно, но верно сдает позиции, но темпы, с которыми вирус снова распространяется в Европе, Южной Америке, Индии и многих других странах, не позволяют до конца расслабиться и спать спокойно.
Активная вакцинация продолжается, но вопросов о COVID-19 меньше не становится. Самые наболевшие мы задали главному внештатному инфекционисту Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, доктору медицинских наук, профессору, заведующему кафедрой инфекционных болезней БГМУ Дамиру Валишину.
В ожидании третьей волны
— Дамир Асхатович, как сегодня инфекционисты оценивают обстановку с заболеваемостью коронавирусом в Башкирии? Действительно ли регистрируется стабильный спад количества заболевших в сравнении с предыдущими месяцами?
— Безусловно, тенденция к снижению есть. Если сравнивать с тем, что было в декабре 2020 года и январе 2021-го, когда у нас ежедневно регистрировалось по 130–140 новых случаев заболевания, то сейчас в среднем насчитывается 100–104 заболевших. Это позволило смягчить ограничения: сейчас школьники, студенты ссузов и вузов обучаются очно, всем нам можно посещать театры и кинотеатры, рестораны и кафе. Для путешественников распахнули границы ряд стран.
— В республике отменяют противоэпидемические меры, проводят концерты с массовым скоплением людей. Не рано ли?
— Думаю, снятие жестких мер самоизоляции — это логичная мера. Не может же население безвылазно больше года сидеть дома. Но я считаю, что все массовые мероприятия нужно продолжать проводить с учетом противоэпидемической обстановки, ведь никто не отменял ношение масок, соблюдение социальной дистанции и дезинфекцию рук! Просто будем откровенны: большинство из нас очень расслабились и попросту не соблюдают элементарные требования Роспотребнадзора. Не исключено, что последствиями такого халатного отношения и станет третья волна коронавируса, о которой все сегодня так много говорят. А вообще, радоваться действительно рано: никуда коронавирус не уходил и не исчезал. Да и нет у нас ни первой, ни второй волны: у нас как началась эпидемия, так она и не заканчивалась. Поэтому, возможно, будут регистрироваться подъемы заболеваемости, связанные с ухудшением эпидемиологической обстановки, снижением ограничительных мер или несоблюдением противоэпидемических мероприятий.
— А когда нам ждать третьей волны?
— По прогнозам это конец апреля, май, июнь. По крайней мере, вы сами видите, что происходит в Европе и в мире в целом: там уже третья волна разыгралась вовсю. В Бразилии ежедневно до 130 тысяч человек заболевает, в Индии — до 200 тысяч, в Турции регистрируется 30–40 тысяч заболевших. Бытовало мнение, что летом коронавирус погибает от жары, но сейчас уже подтверждено: вне зависимости от погодных условий он распространяется одинаково. Коронавирус, к сожалению, не подчиняется традиционным законам эпидемиологии.
— В чём причина такого резкого роста заболеваемости, когда все только-только начали ослаблять режим самоизоляции?
— Например, в Турцию границы открылись, и туда туристами были завезены британский и южноафриканский штаммы вируса, поэтому и наблюдается такой рост заболеваний. Также, соответственно, отрицательно сказалось снятие ограничительных мер, когда люди стали более свободно общаться, потеряли бдительность. Занзибар в Танзании закрыли потому, что российские туристы оттуда начали привозить малярию и другие экзотические инфекции.
— Есть вероятность, что те наши соотечественники, которые уже успели съездить в Турцию до закрытия границ, привезут с собой новые штаммы вируса?
— В большинстве случаев в Турцию полетели уже привившиеся или переболевшие коронавирусом россияне: во многих странах просят сертификаты о прививках или анализ на антитела. Это уж нужно быть совсем «без царька в голове», чтобы ехать в Турцию «абсолютно стерильными» и там еще отдыхать без соблюдения противоэпидемиологических мер. Но, несмотря на то что туда выезжают люди подготовленные, это не снимает рисков. Потому что с начала пандемии в России прошел год, но остается еще очень много белых пятен, и мы до конца не можем ответить на все вопросы, которые перед нами поставил коронавирус. Почему мы сегодня закрываем границы в Турцию? Потому что не знаем, как поведут себя британский, южноамериканский, южноафриканский штаммы, если они будут массово завезены в Россию.
— Чем отличаются новые штаммы коронавируса от тех, которые сейчас «прижились» на территории нашей страны?
— В геноме вируса COVID-19 происходят мутации. Мутировавший штамм, который впервые появился в Великобритании, является более контагиозным, он распространяется намного быстрее, чем привычный, «наш» коронавирус. То есть, если раньше мы могли с человеком посидеть рядом, пообщаться полчаса и при этом не заразиться, то британский штамм более живуч и коварен: достаточно с человеком 2–3 минуты пообщаться и даже не обязательно прикасаться к нему, и ты в большинстве случаев заразишься. Именно поэтому в Турции сейчас такое рекордное количество заболевших. Поэтому, друзья, о социальной дистанции в полтора метра нельзя забывать ни на минуту! По данным британских ученых, у нового штамма не регистрируется более тяжелых течений болезни или иных особенных проявлений, но распространяется он, безусловно, быстрее. Также есть информация о том, что британским штаммом в большом количестве заболевает и молодежь, также более уязвимыми стали дети. И даже те, кто переносят болезнь в легкой форме, могут после получить осложнения. Южноафриканский штамм также более контагиозный и не менее тяжело протекает среди больных в группе риска — регистрируются летальные исходы. Люди из группы риска тяжело переносят болезнь, вызванную любым штаммом коронавируса.
— Грозит ли нам британский штамм коронавируса?
— В Россию он уже, вероятнее всего, попал, и есть риск, что из-за снятия ограничений и несоблюдения эпидемиологических норм количество заболеваний этим и южноафриканским штаммами увеличится. Всё это будет способствовать тому, что пойдет еще один подъем заболеваемости, но как новые штаммы себя будут вести, предсказать пока сложно. В группе риска по новым штаммам те же категории граждан: это пожилые люди в возрасте 65+, это люди с сахарным диабетом, с избыточной массой тела, пациенты с заболеваниями системы кровообращения, с хроническими заболеваниями легких, а также с онкогематологическими и аутоиммунными заболеваниями.
— А если человек уже переболел «нашим» штаммом вируса и имеет антитела, он уже не заразится новым штаммом?
— Антитела сохраняются в организме человека, как правило, в течение полугода, но как себя поведет организм и его иммунитет при борьбе с новыми штаммами коронавируса, никому не известно. Нет таких исследований и однозначного ответа на вопрос, насколько антитела переболевшего человека защищают его от других штаммов. Мы даже не знаем, насколько долго и эффективно от других штаммов защитит человека сделанная прививка. Некоторые болезни, новые инфекции десятилетиями исследуются, и то некоторые моменты остаются непонятными. Например, ВИЧ: его мы изучаем почти 40 лет, и всё равно очень много неясного и неоднозначного, и победить его до конца ученые и врачи так и не могут. Коронавирус — новая для нас инфекция, которая с нами только год, и мы еще слишком мало знаем о ней, чтобы давать однозначные ответы на такие вопросы. К сожалению.
— То есть, даже если я переболела или вакцинировалась, расслабляться мне пока всё равно рано?
— Конечно! Вакцинированным людям особенно рекомендуется соблюдать социальную дистанцию, носить маски! Почему? Потому что прививка не гарантирует того, что человек не заболеет COVID-19! Просто после прививки человек будет переносить болезнь без осложнений, она будет протекать в легкой форме. Также вакцинированный человек может быть и распространителем инфекции: бессимптомно болеть, но при этом заражать окружающих. Необходимо продолжать соблюдать все меры предосторожности: держать социальную дистанцию 1,5 метра, мыть руки и непременно носить маски. Поэтому здесь расслабляться я вообще пока бы не рекомендовал никому: и тем, кто вакцинирован, и тем, кто переболел, и уж в первую очередь тем, кто и не переболел, и не вакцинировался.
Замечаю такую тенденцию: особенно легко и наплевательски к ковиду относится сегодня молодежь, студенты, считая: «Ну заражусь, переболею, да и ладно!». Это в корне неправильно. Инфекция — это всегда достаточно серьезное испытание для организма, а ковид — это системный васкулит, то есть системное поражение сосудов организма. Мы, медики, с сожалением отмечаем, что даже если человек перенес коронавирус в легкой форме и «на ногах», то даже спустя несколько месяцев последствия болезни могут быть достаточно серьезными и проявляются они обострением хронических заболеваний различных органов. К примеру, у людей начинаются проблемы с поджелудочной железой, с печенью, эндокринной системой, желудочно-кишечным трактом. Сильнейшим образом может пострадать центральная нервная система! И невозможно предугадать, какой орган будет в дальнейшем поражен: особенно это касается уязвимых органов, ведь «где тонко, там и рвется»! Поэтому даже если вы перенесли болезнь бессимптомно, не думайте, что болезнь не проявится завтра.
— Какие болезни в постковидном периоде у пациентов проявляются чаще всего?
— Зачастую поражается центральная нервная система: страдает память, могут начаться панические атаки, возрастает тревожность, даже возникает расстройство психики. Также нередко поражается сердечно-сосудистая система — в постковидном периоде у людей случаются инсульты и инфаркты. Очень сильно, особенно после использования антибиотиков, страдает желудочно-кишечный тракт, у людей подолгу сохраняется диарея. Зачастую страдает эндокринная система: у многих на фоне ковида впервые выявляется манифестация диабета — то есть до болезни люди даже не подозревали, что у них есть скрытый латентный диабет, а потом в крови выявляется повышенный уровень сахара.
— Дамир Асхатович, как вы думаете, если в ближайшее время начнется третья волна пандемии, нас всех снова закроют по домам?
— Ограничения, безусловно, снова введут, но ведь у нас уже есть колоссальный опыт работы в период пандемии: схемы и алгоритмы отрепетированы, есть решения, какие организации и производства будут закрыты или продолжат функционировать, а какие уйдут на удаленку. Нам всем уже будет не так страшно, потому что всё это мы уже испытали год назад. Но такого жесткого локдауна, как тогда, я думаю, уже не будет.
Лояльность населения к вакцинированию возрастает
— Насколько эффективна вакцина «Спутник V»? В Башкирии прививаются только ей или есть альтернативы?
— Сейчас население активно прививают вакциной «Гам-КОВИД-Вак» (или «Спутник V»), но уже начали поставляться вакцины «ЭпиВакКорона» производства НПО «Вектор» города Новосибирск. Разницы, какая из них лучше/хуже для организма или по уровню воздействия, нет: они просто созданы по разным технологиям. Тип вакцины «Гам-КОВИД-Вак» — нереплицируемый вирусный вектор, сделана она на основе аденовируса (так как это наиболее изученный вирус). Попросту говоря, из него удалили ген, который отвечает за размножение аденовируса, и поставили туда ген, который отвечает за производство поверхностного белка коронавируса, так называемого «шипика». И когда вводят этот первый компонент, вирус попадает в клетку и начинает производить белок коронавируса, и на этот белок начинают образовываться антитела, которые и защищают нас в случае, когда в организм попадает коронавирус. Антитела его и нейтрализуют, и обеспечивают поствакцинальный иммунитет.
«ЭпиВакКорона» — это субъединичная белковая вакцина. Сделана она тоже генно-инженерным способом, но технология применяется иная: берется ген, который отвечает за фрагменты белка «шипика», он вживляется в бактерию, и в пробирке нарабатывают этот белок, а потом его сажают на носитель — на другой белок или на препараты алюминия. Вируса там нет, только белки вируса «шипика».
При изготовлении третьей вакцины, «КовиВак» (так называемой чумаковской вакцины), применялась технология, которая традиционно используется для создания вакцин: берется вирус, обрабатывается специальными химическими веществами, и фактически получается инактивированная вакцина — это вирус, который утратил свою жизнеспособность, но остались его белки, частицы. В Башкортостане ее пока нет, но, думаю, в ближайшее время она также будет поступать.
Это очень хорошо, что у нас есть разные вакцины: сейчас можно привиться одной, через полгода другой, через год третьей.
— Многие медицинские работники отмечают, что лояльность населения к вакцинированию возрастает. Уже нет такого категоричного «нет», как это было первое время. Вы посоветуете нам прививаться?
— Да, я считаю, что ситуация с вакцинацией населения сегодня поменялась. Раньше людей было сложно уговорить вакцинироваться даже от гриппа, но сейчас — возможно, по причине большого количества публикаций в СМИ о пользе и необходимости вакцинации — желающих вакцинироваться стало больше.
В эпидемиологии есть такое понятие — «коллективный иммунитет». Его можно достигнуть, или когда вся популяция переболела вирусом, или же при помощи вакцинации. Когда 60–70% людей имеют иммунитет, уже ни один возбудитель инфекционного заболевания распространяться в популяции не будет. Это и остановит эпидемию. Поэтому скорейшая прививка от коронавируса сегодня — залог того, что всё это закончится завтра.
— У любой вакцины есть противопоказания. Какие из них есть у «Спутника V»?
— Воздержаться от вакцинации нужно людям с новообразованиями или аутоиммунными заболеваниями. Также не вакцинируют людей, которые находятся в острой форме заболевания (грипп, ОРВИ, пневмония), но через месяц после выздоровления их уже также можно вакцинировать. Беременным и детям также не делают прививки, так как не изучалась эффективность воздействия вакцин на данную категорию граждан. Напомню, прививку от коронавируса можно получить только лицам старше 18 лет. Также к противопоказаниям относится непереносимость определенных компонентов вакцины: если в анамнезе были реакции на вакцины аналогичного типа или на компоненты был анафилактический шок, тогда ее вам не сделают.
На первый или второй компонент вакцины у человека может повышаться температура. Но не нужно пугаться, так и должно быть! Температура в организме повышается тогда, когда идет хороший синтез антител. Слабость, недомогание, боль в месте укола — тоже нормальные явления, но через день-два всё это проходит, и опять же: так и должно быть! Это нормальная реакция, и после вакцины у вас сформируется хороший иммунитет.
— Пожилые люди, которые хотят сделать прививку от коронавируса, жалуются на отсутствие вакцин в поликлиниках. Когда наладятся бесперебойные поставки вакцин?
— Ранее, безусловно, были некоторые задержки в поставках вакцин, но сейчас же данный вопрос решен: идут еженедельные поступления, дефицита нет, вакцинация населения происходит постоянно. Сегодня любой желающий может бесплатно привиться и в поликлинике по месту жительства, и в передвижных пунктах. Главное, чтобы в момент вакцинации он не болел ковидом в активной форме. Перед вакцинацией происходит осмотр врача, измеряются температура, пульс, давление, выясняются болезни в анамнезе, какие есть противопоказания. В продаже вакцин нет, всё делается бесплатно и под патронажем государства.
— Если я переболела коронавирусом ранее, мне поставят вакцину?
— Поставят в том случае, если у вас нет антител. При вакцинации в поликлинике потребуется сделать мазок на ПЦР (он должен быть отрицательным) и принести справку об отсутствии антител. Если человек переболел коронавирусом, какой титр антител является минимально пороговым и допустимым для его вакцинации, пока никто не знает.
Не увольнение, а «демобилизация врачей»
— Известно, что из ковид-госпиталя в Зубово уволили ряд врачей, потому что стабильно уменьшалось количество пациентов. Сейчас, по словам нашего источника в клинике, ежедневно поступает по 12 человек с коронавирусом. Справляется ли клиника, и будут ли вновь набирать штат?
— Это немного неправильная формулировка. Врачей из ковид-госпиталя в Зубово не увольняли, они просто вернулись к себе на место основной работы. Вспомним, какая ситуация была год назад: возрастал поток заболевших ковидом, нам экстренно не хватало врачей-инфекционистов. Мы прибегли к вынужденной экстренной мере: набирали врачей-стажеров различной практики, которые изъявляли желание работать инфекционистами; далее в течение 36 часов они проходили обучение, им выдавались сертификаты, и они шли работать с ковид-больными. Сейчас такого большого количества заболевших нет, и с больными коронавирусом работают именно врачи-инфекционисты, которые прошли два года ординатуры и имеют многолетний опыт работы именно по этой специальности.
Сейчас в больницах Уфы открылись все стационары, а на госпитализацию заболевших ковидом работают только Республиканская инфекционная больница и городская больница № 18, и поэтому сейчас специалистов-инфекционистов уже достаточно.
— Но если будет третья волна заболевания, мы сможем вернуть ушедших докторов в ковид-госпитали в случае необходимости?
— Безусловно, они у нас сейчас как «резервисты» в армии. Это все бесценные врачи с опытом работы в условиях пандемии. В случае необходимости мы можем их снова «призвать» на работу инфекционистами. Если начнется третья волна и количество заболевших резко увеличится, мы уже знаем, что делать. Сразу же открываются для пациентов с ковидом больницы № 5 и № 8, Демская больница, а там уже доктора, также младший медицинский персонал обучены всем необходимым методам работы. И относимся к этому мы сейчас спокойно: всегда можно развернуть дополнительные койки и у нас есть необходимое количество врачей.
Кроме того, в этом году еще 30 дипломированных врачей-инфекционистов мы выпускаем с кафедры инфекционных болезней БГМУ. Также по данной специальности продолжают получать знания и навыки в ординатуре 30 человек первого года обучения.
— То есть вуз старается больше привлекать студентов медицинского университета именно на эти специальности?
— Еще несколько лет назад в ординатуру по инфекционным болезням поступали максимум два человека, а последние четыре года у нас ежегодный набор по 30 человек. Актуальной данная специальность стала еще до ковида и пандемии, а сейчас специалисты в данном направлении стали максимально востребованны. Но и не нужно забывать, что помимо коронавируса в мире есть еще очень много других инфекционных болезней, и со всеми ними нам, молодым и более опытным докторам, придется бороться и лечить от них людей.