Современный мир ускоряется все больше – быстрая еда, быстрая езда, уроки скорочтения, гаджеты, повсеместный Wi-Fi. Но такой ритм жизни подходит далеко не всем, особенно маленьким детям. Возможно, секрет счастливой жизни кроется в идеях слоулайф (slowlife «медленная жизнь»)?
В садик! Быстрее!!!
Каждый день я вожу детей в детский сад и каждое утро слышу, как я и другие родители подгоняем детей, ругаемся и «шипим» на них, потому что спешим на работу. Мне казалось, что вечером должно быть иначе, родители и дети соскучились друг по другу – впереди спокойный семейный вечер. Но и вечером я вижу очередную спешку, кто-то торопится на секцию, другие на ходу делают уроки перед очередным школьным днем. Нагрузку, которая ложится на детские плечики, выдержит не каждый взрослый. Обычно день ребенка начинается в 7 утра и заканчивается только к 9 вечера. Дети постоянно бывают в окружении других детей, а в садике это иногда 30-40 человек.
Уже в роддоме выбираем секцию
Современным символом успеха стала активная жизнь – посещение детских секций, походы на светские мероприятия, посещение выставок, всевозможных мастер-классов, коачингов, фитнес-центров и прочих «тусовок». Только некоторое время назад мы удивлялись, что к первому классу ребенок уже должен читать, теперь он должен обладать этим навыком, начиная подготовку к школе. А когда я хотела записать в бассейн 8-месячного ребенка, тренер мне сказала, что мы уже опоздали, детей они принимают с двухнедельного возраста! На площадке мамочки ведут разговоры: «вам 2 года, а вы еще не знаете буквы, а сколько цветов знает ребенок, а в годик он должен…» и прочее. Запомните, ваш ребенок и вы никому ничего не должны. Конечно, каждый сам выбирает то, что ему подходит, но семьям с маленькими детьми стоит присмотреться к жизни в режиме слоулайф более внимательно.
Принципы «медленных»
Движение slowlife зародилось в Италии около 30 лет назад, и сейчас насчитывает огромное число сторонников по всему миру. Изначально идея «медленная жизнь» (так переводится название) касалась только еды и называлась она – slowfood. «Медленные» призывали людей отказаться от фаст-фуда, готовить дома и собираться за большим семейным столом. Но постепенно движение slowlife стало оппозицией не только быстрой еде, но и современному ритму жизни.
Сочетать несочетаемое
К сожалению, современные мамы стараются сочетать ребенка и работу, боясь отстать от жизни. Увы, через много лет они понимают, что 2-3 года, потраченные на воспитание ребенка, в масштабе целой жизни – не так уж и много. Дети уже никогда не станут снова маленькими. Многие пытаются восполнить этот пробел на внуках, иногда в ущерб собственным детям. Постоянно вмешиваясь в их жизнь, они отнимают у них бесценный опыт «быть родителями».
Конечно, есть занятия, которые можно совмещать – например, поездка в маршрутке и сочинение с ребенком забавных историй, но если говорить о детях, они хотят полного сосредоточения на них самих. Нельзя одновременно говорить по телефону и гулять с детьми, нужно не просто быть физически рядом с ребенком, но и эмоционально.
О питании
Большое количество детей и будущих мамочек посещает кафе с фаст-фудом, конечно, все понимают, что пользы от такой еды мало, но время на приготовление домашних ужинов не остается. Постарайтесь прививать принципы здорового питания с самого детства, начните с себя. Кушайте и готовьте «медленно», вместе с детьми. Сервируйте стол, придумайте собственные рецепты, разрисуйте собственную скатерть, разрешите детям испачкать кухню. Приготовленные своими руками блюда дети едят гораздо охотнее, пусть вы сегодня потратите на ужин больше времени и при этом не успеете посидеть в соцсети или не посмотрите очередную передачу. Но именно за такими обедами ребенку прививается чувство семьи, стабильности, теплоты. В будущем это будут самые теплые воспоминания из детства.
Компьютер – зло?
«Медленные» не говорят о том, что нужно отказаться от современных гаджетов или Интернета. Просто из того потока информации, который обрушивается на нас каждый день, мы должны выделять то, что нам сейчас действительно важно. Многие родители позволяют детям смотреть телевизор с самого детства, «а что такого, ведь он смотрит развивающие программы», но позже, став школьником, познавательная активность ребенка не будет высокой, ведь информация лилась на него сама собой, без всяких усилий. Выход – смотреть не более 1-2 передач или 2-3 мультфильмов в день, не забывать про книги, сюжетные игры, прогулки, заучивание стихов. Такое времяпрепровождение помогает ребенку обрести чувство гармонии.
Не хочешь – не делай
Однажды мне дочка сказала, что ее в садике больше кормить не будут, я, конечно удивилась, почему? Оказалось, она не хотела дежурить. В детстве я и представить себе не могла, что воспитателю или учителю можно сказать «нет». Я весь вечер читала ребенку нотации о правильном поведении в садике. На следующее утро я извинилась перед воспитателем, на что она просто ответила, «ничего страшного, не хотела в этот раз – захочет в другой». И все! Все так просто, мир не разрушился, земля не сошла с оси. Научите ребенка говорить нет, когда ему чего-то не хочется, молчать, если не хочется говорить, не смеяться, если не хочется. Научите его быть самим собой, прислушиваться к собственным желаниям, а не к мнению окружающих.
«Поспешишь – людей насмешишь», так любили повторять наши бабушки, а они совсем не были ленивыми. Наоборот, при отсутствии всех «современных помощников» наши бабушки и родители успевали гораздо больше, чем мы. Жить в режиме «слоу» – не значит отказаться от всех занятий и интересов, просто каждое занятие должно делаться в удовольствие. Не нужно стараться успеть все и сразу, иначе вместо удовлетворения рискуешь получить только очередной стресс.
Мнение эксперта
«Высокий темп жизни и большой загруженности детей – одни из главных факторов в формировании неврозов у детей. Важно помнить, если невроз взрослого после его «излечения» не оставляет на психике никаких следов, то детский невроз – это тот материал, из которого выстраивается психика ребенка, и «вылечить» это гораздо сложнее. Тема развития ребенка в век информационных технологий очень актуальна, – комментирует тему клинический психолог, детский и подростковый психолог-психоаналитик Юлия Хакимова. – Новорожденный сразу попадает в огромный мир информации, в котором есть не только объективная реальность, но еще и виртуальная, в которой ребенку пребывать намного проще.
Для того чтобы получить ощущение радости, удивления, удовлетворить свой естественный познавательный интерес, ему не нужно прикладывать больших усилий: нужно всего лишь нажать кнопку. Но при этом ребенок недостаточное время уделяет своему телесному развитию, не развивает навыков общения со сверстниками и взрослыми. Есть и другая крайность – «Мой ребенок будет очень умным, буду его развивать». В раннем развитии нужна мера! Для ребенка важно не уметь читать в три года, а возможность играть с родителями, которые развивают в нем познавательный интерес, формируя доверие к миру. Если мы переключаем ребенка в раннем возрасте на интеллект, то ущемляем навыки общения, далее это может перерасти в замкнутость, в неумение и нежелание общаться со сверстниками, низкий эмоциональный интеллект. Поэтому мы должны беречь детскую психику, которая развивается постоянно и выстраивает себя из того материала, который ее окружает».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com