Спустя неделю после убийства 11-летней Виолетты Токарчук в Уфе не стихают разговоры о возвращении смертной казни для педофилов. Как выяснилось, предполагаемый убийца девочки, который предварительно надругался над ней, ранее уже отбывал срок за изнасилования. Тем не менее некоторые собеседники Ufa1.ru считают, что смертную казнь в России возвращать нельзя: судебная система государства несовершенна, и под статью можно подвести любого.
Родители девочки могут подать в суд на Минфин?
Трагедия, случившаяся в Уфе, шокировала и жителей других регионов. В редакцию Ufa1.ru обратился житель Тюмени Алексей Новиков. Он попросил довести до сведения родителей убитой девочки, что они вправе подать иск на Министерство финансов России, если рассматривать деятельность ФСИН как услугу, оказываемую обществу. В свое время журналист и блогер Олег Кашин подавал в суд на это Минфин из-за затянувшегося расследования.
«Юридически Минфин ответчик за действия следствия, в том числе, и за бездействие ФСИН. Поскольку в правовых документах и подзаконных актах функция дознания, расследования, исправления фигурирует как услуга, то соответственно с целью предотвращения халатности и некачественной услуги ФСИН родители имеют полное право на компенсацию. Услуга по перевоспитанию преступника исправительной колонией и всей исправительной системой оказана некачественно, с элементами халатности и привела к смерти девочки. Когда регулярно и в большем количестве будут поступать такие иски от родителей изнасилованных детей, тогда правительству будет выгодно расстреливать, а не содержать насильников. Для справки: казнь одного насильника предотвращает смерть и изнасилование от 5 до 20 детей», – рассказал Алексей Новиков.
Тем не менее, по мнению некоторых уфимцев, прибегать к крайним мерам не стоит. Сами граждане должны отказаться от принципа «моя хата с краю, ничего не знаю» и «авось пронесет»: «Правозащитники считают, что 30% заключенных в России сидят ни за что. Пока у нас такая система, что нельзя быть уверенным в том, что казнили действительно виновного. Проблема-то в другом, почему мы потеряли бдительность? Даже в случае с этой девочкой, говорили, что рядом со школой видели подозрительных людей, тогда почему никто из мам, которые провожали своих детей, не обратили на него внимание?», – считает правозащитник из Уфы Наталья Караваева.
Сотрудники следственного управления Следственного комитета по Башкирии издали памятку для детей и их родителей о том, как не стать жертвой педофила.
Кастрация и браслеты вместо смертной казни
Член Совета Федерации Антон Беляков считает, что в России вопрос о возвращении смертной казни можно считать пока закрытым основательно. Так что рассуждения по этому поводу – пустая трата времени.
«Я сам не сторонник введения смертной казни. Ведь у нас две задачи, одна задача – наказать, другая – не допустить преступление. По официальным данным МВД, каждые 30 минут жертвами сексуальных преступников становятся дети, то есть около 50 детей каждый день. И это только официальные данные. В подавляющем проценте случаев преступники являются серийными. То есть, допустим, в городе как Уфа приблизительно 10 тысяч человек, страдающих психиатрической патологией – педофилией, не получают соответствующую терапию. Можно потом сколько угодно посыпать голову пеплом, что снова на ребенка напали, но проблема в том, что это больные люди с серьезной патологией, которая предполагает, что один из основных человеческих инстинктов – инстинкт размножения – у них направлен на детей», – рассказал Антон Беляков.
«Во всем мире, когда гражданин осознает свое влечение к ребенку, понимая, что может попасть в тюрьму, обращается к специалистам и получает терапию – преорально, или ему делают химическую кастрацию, то есть блокируют половые гормоны. И такой человек живет спокойно, и он безопасен для общества. А мы не предлагаем никакой терапии. Государство палец о палец не ударило, чтобы провести хоть какую-то профилактику подобных преступлений, но тем не менее, когда происходят резонансные случаи, мы говорим о том, что теперь посадим этого человека не на 14 лет, а на 16,5 лет. Но даже если мы им пожизненный срок дадим, это не скажется на статистике, потому что педофилия – это серьезное психиатрическое отклонение», – добавил сенатор.
Антон Беляков считает, что от проблемы можно избавиться, используя опыт, существующий во многих странах мира. Свою эффективность показали три меры, которые помогают защитить половую неприкосновенность детей и предотвращают повторение подобных преступлений: это химическая кастрация, хирургическая кастрация для рецидивистов и контроль за передвижением с помощью системы ГЛОНАСС для всех отбывших наказание за такое преступление.
«Несмотря на некоторые неудобства химической кастрации – нужно делать инъекции каждые три-шесть месяцев, – на этом методе настояли правозащитники, то есть по решению суда человеку можно вернуть репродуктивные способности. А вот в Чехии, отмечу, что это страна Евросоюза, правозащитников слушать не стали. Там за рецидив назначают хирургическую кастрацию. Метод дешевый и без осложнений. Просто удаляется яичко, и вместо него вставляется силиконовый протез. Благодаря таким мерам ни одного рецидива за 30 лет. А у нас 15 тысяч маньяков живут по принципу изнасиловал – сел, вышел – изнасиловал – снова сел. Причем в первый же год. Потому что без химической или хирургической кастрации педофилы в течение первого года с вероятностью более 90% совершают повторное нападение. Этот феномен во всем мире известен. Такой человек просто не может совладать со своим инстинктом», – рассказал Антон Беляков.
Сенатор отметил и метод, который используют в США: «На двери, где проживает человек, отбывший срок за сексуальное насилие в отношении ребенка, вешают табличку с этой информацией, полицейские обходят дома и раздают родителям фотографии этого человека, подобные снимки направляют и в детские учреждения, школы, больницы. Кроме того полиция контролирует передвижение этого человека, и если он подойдет, к примеру, к школе, ближе 100 метров, то будет арестован. Причем эти меры американцы не считают нарушением прав и свобод человека», – сообщил Антон Беляков.
По мнению сенатора, на данный момент для России самым дешевым и эффективным методом является контроль за передвижением педофилов с помощью электронных браслетов. Портал Ufa1.ru еще год назад сообщал о том, что подобный законопроект направлен в Госдуму. Он предполагает внесение поправок в ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и ФЗ «О полиции».
«Законопроект не был рассмотрен Думой, поскольку правительство не смогло своевременно дать свое заключение. Мы впоследствии позицию правительства услышали, и она представляется мне странной. По мнению людей, которые составляли заключение, законопроект не согласуется с Конституцией, поскольку она устанавливает запрет на сбор, хранение, распространение информации о человеке без его согласия. Мне этот довод представляется странным, потому что мы сейчас говорим о возможном судебном решении. То есть человек за содеянное преступление получает срок, после его истечения, когда ему предстоит выход на свободу, нужно предпринимать меры предупредительного характера, рассказанные выше. Тем не менее мы будем продолжать работу в этом направлении и снова вносить этот законопроект в Госдуму», – рассказал Ufa1.ru член Совета Федерации Антон Беляков.
Как, по мнению уфимцев, нужно наказывать педофилов, смотрите на видео.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, видео Харта Исхакова