В Уфе объявили об успешном окончании операции по спасению Социнвестбанка. Глава Башкирии Рустэм Хамитов сегодня обсудил с Михаилом Кузовлевым, председателем банка-санатора Социнвестбанка, вопросы восстановления работы финансового учреждения. После встречи Михаил Кузовлев, вице-премьер Правительства РБ Рустэм Марданов и управляющий отделением Нацбанка РБ Марат Кашапов рассказали журналистам, что будет дальше.
Болезненный вопрос
«Достаточно острый, болезненный», по оценке Рустэма Марданова, вопрос, который волновал в последние три недели большое количество вкладчиков и юридических лиц, обслуживающихся в банке, должен полностью решиться в течение этой недели. Как рассказал вице-премьер, Правительство региона попросило Центробанк о санации, понимая социальную значимость банка и учитывая его большое количество (более 200 тысяч) клиентов, которые могли бы пострадать в результате банкротства финансового учреждения. «Банк полностью возобновил свою деятельность. Никто из вкладчиков, руководителей предприятий свои деньги не потеряют и смогут продолжать свою деятельность. В настоящее время никаких угроз нет», – подчеркнул Рустэм Марданов.
Головной офис уже открыт
Председатель правления банка «Российский капитал» (санатора Социнвестбанка) Михаил Кузовлев рассказал о планах по восстановлению работы всех офисов финансового учреждения. В настоящее время восстанавливается ликвидность всех офисов СИБ. Сегодня начали работать банкоматы и кредитные карты. Головной офис финансового учреждения был открыт после 15:00: принимаются платежи юридических лиц, выдаются деньги физлицам. По техническим причинам до конца недели наличные средства будут выдавать в сумме не более 50 тысяч. По словам Михаила Кузовлева, вызвано это необходимостью развезти средства по всем 124 офисам банка по всей республике. Уже завтра во всех отделениях СИБ начнется инкассация, после которой клиенты также получат доступ к своим счетам. Произойдет это, по всей вероятности, не раньше обеда. Возобновится также кредитование клиентов. Банк уже готов принимать заявки, пока кредиты будут выдавать под те же проценты. К концу недели банк должен работать в том же режиме, что и до 27 июля.
В остальном, как заверил Михаил Кузовлев, у клиентов банка больше нет причин для опасений. «Центробанк и Агентство по страхованию вкладов приняли решение о санации во многом по причине значимости банка для республики. 124 отделения банка в Башкирии – это, безусловно, много. Банк находится везде, во многих муниципалитетах он – единственный банк, поэтому решение о санации было логичным», – заверил он, добавив, что клиенты часто путают понятия «банкротство» и «санация». «Санация – это продолжение деятельности. Банк продолжает жить работать», – объяснил Михаил Кузовлев.
Что изменится
В деятельности спасенного банка, конечно же, произойдут некоторые изменения. Во-первых, отныне он будет стимулировать активную операционную деятельность всех своих отделений, кредитовать муниципальные предприятия, принимать оплату услуг ЖКХ, развивать клиентские услуги.
Клиентские потери вряд ли будут значительными, уверен представитель банка-санатора. Ставки Социнвестбанка по вкладам сейчас довольно привлекательны, и это при том, что он получил статус государственного финансового учреждения с минимальными рисками. «Если клиенты с холодной головой посмотрят на происходящее, следующая головная боль будет у СИБа – каким образом эту ставку приводить к уровню государственного банка. Безусловно, поскольку клиенты проявили лояльность, мы тоже будем некоторое время лояльны в отношении их инвестиционных интересов. Но мы считаем, что банк должен быть интересен для клиентов не только процентной ставкой, но и теми услугами, которые он оказывает: кредитами, удобными расчетными инструментами, кредитными картами, мобильными приложениями», – сообщил Михаил Кузовлев.
Трехнедельное молчание объяснили тактикой
Временной администрации также пришлось ответить за трехнедельное молчание сотрудников Социнвестбанка. Присутствовавший на пресс-конференции клиент с 25-летней историей отношений с СИБом назвал такой способ решения проблем неправильным. «То, что отключили связь и до сих пор ничего не работает, – это негативный фактор для любого клиента. Именно это вызывает панику – отсутствие информации. Во-вторых, в течение трех недель не могу получить информацию о поступлениях на свой счет. Мне не надо ничего выводить, я просто хочу узнать, что у меня пришло», – сказал он. «То, что телефоны не работали, – на мой взгляд, это ошибка. Но, вероятно, вызванная тем, что банк не знал, что с ним будет дальше. То, что не выдавались выписки, – это, наверное, недоработка. Потому что, если бы они выдавались, ничего бы не случилось», – признал Михаил Кузовлев. Рустэм Марданов предположил, что отказ от общения с клиентами был оправдан особой тактикой, избранной администрацией, и напомнил, что решение о санации (а не банкротстве) было очень непростым, однако оно было принято очень быстро. Для этого сотрудники Агентства по страхованию вкладов работали «день и ночь без выходных».
Комментарий эксперта:
Директор по продажам представителя ЗАО «Финам» в Уфе Руслан Валиев: «Произошло то, чего следовало ожидать. Один из системообразующих банков, который обслуживал множество предприятий по республике – а это не только вклады населения, но еще и рабочие места тысяч жителей – будет спасен путем санации. Значит, клиенты могут вздохнуть свободно. То, что изменится его кредитно-денежная политика – это вопрос привлечения новых клиентов. А действующие смогут в спокойном режиме взвесить за и против, чтобы принять решения о дальнейшем сотрудничестве. Задача правительства – создавать благоприятные условия для жизни людей. В этой ситуации, защитив интересы клиентов банка, правительство избавляет себя от лишней головной боли по решению социальных проблем пострадавших и получает в копилку политические дивиденды, которые тоже не лишние».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com