Второй день главная обсуждаемая новость в Уфе – уход Николая Красникова с поста президента Мотоциклетной федерации РБ. Титулованный спортсмен заявил, что он устал бороться с недостаточным финансированием Центра технических видов спорта имени Габдрахмана Кадырова. После того как БФ «Урал» перестал спонсировать клуб, мотогонщики не смогли найти поддержки в республике.
Эксперты считают, что кроме прочих достижений Центр технических видов спорта имени Габдрахмана Кадырова в Уфе выполнял еще и социальную функцию, потому что заниматься в клубе приходила молодежь из индустриальных районов города.
Почему ушел Красников
«Несмотря на самый успешный сезон в истории уфимских мотогонок на льду, а именно две золотые медали в чемпионатах мира, две золотые медали в чемпионатах России, а также выдающиеся достижения других башкирских мотогонщиков, которые завоевали два золота Европы и Кубок России, в феврале 2015 года было прекращено финансирование ведущего башкирского клуба – Центра технических видов спорта имени Габдрахмана Кадырова в Уфе. Размер выделяемых государственных субсидий не в состоянии покрыть расходы по участию в мировых и всероссийских соревнованиях», – рассказали в пресс-службе Мотоциклетной федерации РФ.
Как сообщили в Центре, обращения с просьбой помочь в поиске спонсора и помочь выйти из кризиса, адресованные правительству республики, Министерству спорта и молодежной политики РБ и другим инстанциям, результатов не принесли.
«Мы неоднократно обращались в разные предприятия с просьбой помочь нам. Бизнес-сообщество в курсе наших проблем. Но без рекомендации сверху никто не поможет нам», – говорит пресс-секретарь Центра технических видов спорта имени Габдрахмана Кадырова Ирина Горькова.
По ее словам, сейчас в Центре настроения смешанные. В течение суток после того, как заявление Николая Красникова попало в прессу, Министерство спорта и молодежной политики не предложило никакого конструктивного решения. «Я как руководитель федерации принимал необходимые меры по улучшению и стабилизации ситуации, однако, должен признать, они оказались безрезультатными», – заявил Николай Красников.
«Хочу сказать слова благодарности всем, кто выразил слова поддержки нам за это время, болельщикам, спортсменам других клубов, журналистам, блогерам», – говорит Ирина Горькова.
В Сети уже появилось открытое письмо болельщиков клуба к руководству республики с требованием решить ситуацию в Центре.
«В 2010 году президент РБ Рустэм Хамитов в ответ на обращение ветеранов команды «Башкирия» дал распоряжение о возрождении спидвея в Уфе – но вместо этого мы видим полное его уничтожение...» Автор письма говорит о том, что на футбол у Башкирии есть средства, а на мотоспорт почему-то – нет.
Известно, что Николай Красников остается в Центре, хотя и отказывается от руководящей должности.
В Центре сообщили, что в связи со сложившейся ситуацией в ближайшие дни ведущие спортсмены мотофедерации Башкирии получат разрешения на переход в другие клубы. Таким образом, соревнований по мотогонкам на льду в будущем году в Уфе не будет.
«Фактически уничтожают еще один яркий бренд Башкирии, – считает политолог Владимир Савичев. – Зато много говорится о необходимости создания брендов».
По данным Владимира Савичева, для всей работы Центру технических видов спорта имени Габдрахмана Кадырова в Уфе требовалось 30-40 млн рублей в год.
Тут занималась молодежь
Самой главной проблемой Владимир Савичев считает не возможный уход титулованных спортсменов Башкирии в конкурирующие клубы, а потерю перспективной работы с молодежью. Большинство юных спортсменов Центра – подростки Инорса и Черниковки. Они занимались бесплатно, оплачивая только ГСМ.
«Спидвей – это спорт для ребят с индустриальных районов. Тут ценятся люди с руками, которые при необходимости могут перебрать мотоцикл, но в этом спорте достаточно и риска, что тоже ценится здесь. Мотогонки – это спорт для настоящих мужчин, – комментирует Владимир Савичев. – Я точно знаю, что эти ребята осознанно отказывались от употребления алкогольных напитков, выбирали гонки, потому что понимали: сегодня выпил – завтра не сможешь кататься. Куда завтра пойдут эти мальчишки? После адреналина мотогонок бегать они точно не пойдут. Страшно, что перспективное направление работы с молодежью разваливается на корню».
По словам Ирины Горьковой, на конец мая в Центре занималось около 35 юных спортсменов. Что с ними будет дальше, пока неизвестно. Нужно закупать новую технику, старая отработала свой срок. А средств на покупку мотоциклов нет.
Не все так плохо?
Министерство молодежной политики и спорта Башкирии прокомментировало ситуацию в пятницу, 7 августа.
«Мы буквально вчера, 6 августа, провели совещание в правительстве, в котором, в том числе, принял участие сам Николай Красников. Он запросил определенную сумму финансирования, а мы потребовали расписать все статьи расходов. После этого мы вновь рассмотрим этот вопрос. Для нас остается непонятным, почему Красников в этот же день распространил информацию о своем уходе. Я отмечу, что решение о его отставке еще не принято, никаких документов не подписано, Мотофедерация еще не проводила заседаний, где обсуждался бы этот вопрос», – сообщил замминистра Павел Муслимов.
Он также сказал, что смотреть пессимистично в будущее мотоспорта не нужно: «Решили ведь проблемы со спонсорством ХК "Салават Юлаев" и ВК "Урал", почему вы думаете, что мотоспорт в Башкирии умрет?» – сообщил Павел Муслимов.
В министерстве также озвучили мысль, что мотоспорт сможет выжить и без Красникова, если его прошение об отставке примут. Хороший спортсмен не всегда становится хорошим менеджером, способным найти спонсоров, отметили в ведомстве. Тем временем эксперты признают, что зарабатывать на спорте в России не умеет практически никто.
«Клубы не научились работать на открытом рынке, они считают, для них получение финансирования – это договоренности с бюджетом и главами регионов. А работать так, чтобы спонсоры приходили, чтобы вызвать их интерес – это проблема. Этому учиться надо, это спортивный маркетинг, но зарабатывать на спорте научились только за океаном», – сообщил проректор Российского международного Олимпийского Университета Николай Пешин.
Мнение Минспорта о будущем мотоспорта в регионе вы можете посмотреть на видео.
Фото: Фото Мотофедерации Башкирии, видео Дмитрия Янченко