Найти «красную карточку» от управляющей компании – уведомления о задолженности за квартплату печатают на яркой бумаге – крайне неприятно. Однако, по свидетельству экспертов, в Уфе увеличилось число просроченной задолженности за квартплату. Откуда берутся долги?
Причина первая: нет денег
Рискнем предположить, что на рост долгов влияет уменьшение доходов населения. Из-за кризиса цены выросли, и прежней зарплаты уже не хватает. Люди экономят, но в некоторых семьях ситуация может сложиться настолько критической, что квартплату получается платить с задержкой.
Директор МУП «ЕРКЦ г. Уфы» Ильдар Ардаширов на прошедшем недавно круглом столе в редакции «Комсомольская правда – Башкортостан» отметил, что раньше задолженность среди населения по оплате коммунальных услуг не превышала 10%. Сейчас МУП «ЕРКЦ г. Уфы» констатирует, что число неплательщиков выросло до 15-17%. Половина из них – те, кто задерживает оплату примерно на месяц-полтора. Остальные – злостные неплательщики с многомесячной и многотысячной задолженностью.
По данным Ильдара Ардаширова, сейчас в Уфе задолженность от жителей составляет 1,3 млрд рублей (в эту сумму не входят отдельные долги перед ресурсоснабжающими организациями за свет, воду, тепло, электроэнергию).
Причина вторая: нет механизма наказания
Из первой причины вытекает следующая. По словам первого заместителя главы администрации города Салавата Хусаинова, у УК нет возможности действовать на злостных неплательщиков. Только подавать в суд и грозить возможным выселением. Но такую крайнюю меру можно применять только к муниципальному жилью, а к приватизированному – нет. По закону человека нельзя выселить за долги из приватизированной квартиры, если у него это единственное жилье. Если у должников есть маленькие дети, то выселение невозможно.
УК все-таки стараются договариваться с должниками по-хорошему, потому что причины неплатежей могут быть разные, в том числе болезнь.
По данным Ильдара Ардаширова, за последние два года в Уфе не было ни одного выселения. «Люди находят и 100, и 200 и 300 тысяч и погашают свои долги, приносят в суд квитанции», – отмечает эксперт.
В предложенном видео можно посмотреть мнения экспертов о необходимости четкого механизма борьбы с должниками.
Причина третья: воровство
Довольно часто встречается ситуация, когда в квартире, где до сих пор не установлены счетчики на воду, прописан один человек, а живут несколько. И душ они принимают все!
Не секрет, что некоторые граждане предпочитают незаконный способ экономии: вешают на приборы учета магниты, подкручивают счетчики и тому подобное. По-простому, занимаются воровством, ведь потребленную ими воду или электроэнергию нужно кому-то оплачивать? Но кому? Долг повисает на ТЖ или УК копится, и копится.
«Два нерадивых соседа приводят к тому, что УК не может выполнять всех взятых на себя обязательств, – говорит Салават Хусаинов. – А ведь те, кто платит вовремя и по счетчику, вправе требовать качественные услуги, и они правы».
Причина четвертая: накопление долгов за ОДН
Плата за общедомовые нужды – это одна из болевых точек ЖКХ. Все эксперты сходятся на мнении, что собирать платежи за ОДН непросто.
Генеральный директор МУП «Уфаводоканал» Аскар Файзуллин говорит о том, что задолженность за воду в Уфе составляет 1,3 млрд рублей. И копится долг с 2012 года. В структуре задолженности большая часть – это долг УК, долг жителей только 200 млн рублей. И еще один момент – большая часть долга – это именно долг по ОДН.
«ОДН ложится на жилищников по закону. ОДН это не просто вода, которую использовали для полива газона или мытья подъезда, – отмечает Аскар Файзуллин. – ОДН – это вся разница между общедомовыми и индивидуальными приборами учета».
Есть еще и такой момент, как неточность индивидуальных приборов учета. Как отмечает директор МБУ «Управление жилищного хозяйства Уфы» Раиль Мирхайдаров, даже производитель счетчиков сразу предупреждает о погрешности до 15%. Некоторое время назад организация Раиля Мирхайдарова проводила исследования в этой области – замеряли количество потребленных ресурсов на примере конкретного дома на улице Лесопарковая. Разница составила 17%. И эта разница также «повисает» на УК, которой нужно расплачиваться с ресурсосберегающими организациями.
Фото: Видео Харта Исхакова, монтаж Тимура Гиниятуллина