Вы любите участвовать в соревнованиях? А смотреть? Что, например, предпочтете: просто концерт или проект, где участники также выходят на сцену, поют, но по результатам кто-то выиграет, а кто-то проиграет?
Поэты тоже бьются между собой. В поэтическом боксе, который организует журнал «Бельские просторы», и в поэтических слэмах, организуемых журналами «Гипертекст» и «Персонаж». Впрочем, некоторые принципиально не участвуют, аргументируя тем, что в поэзии соревнования неуместны и если уж выступать, то там, где никто ни с кем тебя не сравнивает. Были даже случаи, когда человек сначала соглашался, но в последний момент давал задний ход. Сторонники состязаний же обвиняли их в трусости, боязни оказаться не лучше других.
Вопрос спорный. Да, здесь участников судит даже не профессиональное жюри, а сами зрители. В боксе голосуют карточками, в слэме – поднятием руки. Поэтому порой случается так, что побеждает не сильнейший, а тот, чья группа поддержки многочисленнее.
Но и в качестве зрителя поэтического бокса иногда приходится трудно. Если на слэме, где любой желающий выходит и читает стихи три минуты, можно голосовать хоть за всех, то в боксе – только за одного. И выбор часто весьма непрост: обоих участников ты знаешь, оба талантливы – отдаешь голос тому, кто показал себя лучше в данном раунде. Но нередко оба одинаково хороши.
Я участвовала и в поэтическом боксе, и в поэтических слэмах. И если со слэмами проблем нет: участников много – если ты не выиграл, то просто не выиграл, а не проиграл, то потерпеть поражение в поэтическом боксе, признаться, все же несколько обидно. Как не убеждай себя, что это просто игра, и результат, в сущности, ничего не значит, все равно закрадывается мысль: «А чем я хуже соперника?»
Происходит это так: два поэта выходят на ринг, секунданты надевают на них боксерские перчатки и начинается бой. В два или три раунда, по три удара. Один удар – одно стихотворение. По окончании раунда зрители бросают в коробку карточку определенного цвета, в зависимости от того, за кого отдают свой голос. А секунданты задают участникам каверзные вопросы.
Раньше темы раундов задавались изначально и на протяжении сезона не менялись. В первый сезон, в котором я не участвовала, темы звучали как «Гражданская лирика», «Любовная лирика» и «Философская лирика». Первая вызывала у многих поэтов большие затруднения, поскольку гражданской лирики у них нет.
Во втором сезоне «упростили» задачу, оставив всего два раунда с названиями «Умом Россию не понять» и «Любовь еще, быть может». Но что подразумевает первое, если не ту же гражданскую лирику? На этом я и вылетела в отборочном туре, поскольку единственное, что у меня более-менее тянуло на гражданское:
…Кто проиграл, измучены войной,
Клянут людей, страну, судьбу. В ответ,
Кто побеждает, говорят: не ной,
Носи свой фиолетовый браслет.
В отличие от Наталии Санниковой, которая покорила всех ироничным стихотворением о многоэтажке, отражающим российскую действительность, и выиграла, несмотря на то, что в «любовном» раунде у меня голосов было больше.
Потом организаторы пояснили, что данная тема объединяет в себе лирику гражданскую и философскую, но было поздно – наш бой был одним из первых.
В последнем сезоне, завершившемся в этом году, я дошла до четвертьфинала, выиграв в отборочном туре и проиграв в итоге небезызвестной читателям Ольге Левиной. В этом сезоне организаторы усложнили задачу, не определив темы раундов, а предоставив это «боксерам»: читающий первым задает тему, а другой должен ответить. Когда на ринге встречались две женщины, обычно оба раунда получались про любовь. Мы не стали исключением.
Конечно, я тоже люблю поэтические вечера, где никто ни с кем не соревнуется, но и против битв ничего не имею. Нужно только относиться к этому проще, главное ведь не победа, а участие. А прошедший сезон выдался непростым для всех как раз потому, что многие из «боксеров» слишком близко к сердцу принимали проигрыши. Ведь, по словам организаторов, это просто шоу для привлечения зрителей и повышения интереса к поэзии.
Варвара Малыгина. Родилась в 1984 году. Поэт. По образованию бухгалтер, но имеет разнообразный опыт работы не по специальности, в том числе журналистом-фрилансером. Любит читать и писать. Последнее – не только в стихах, но и в прозе. По настроению делится своими мыслями и наблюдениями в личном блоге.
Фото: Фото из личного архива автора