Почти месяц, как в полную силу вступил закон об ограничении курения в общественных местах. Но стали ли люди курить от этого меньше? Не думаю.
Да, в магазинах на видном месте больше не лежат сигареты. Но купить пачку для подростка по-прежнему не проблема. А у старушек, торгующих семечками у автобусных остановок, всегда есть поштучно.
Да, в кафе и ресторанах теперь «у нас не курят». Неофициально – в меню появились позиции под названием «Ароматный дым» или «Ароматные ингаляторы» – так что завсегдатаи кальянных могут не расстраиваться. Самые предприимчивые рестораторы сделали платные курилки, которые, надо полагать, не простаивают.
На улицах по-прежнему курят: на остановках транспорта, у подъездов, магазинов, офисов и прочее. Далеко не везде висят таблички о запрете времяпрепровождения с сигаретой. А если даже табличка есть, то это ничего особенно не меняет. Что особенно печально, окурками усыпаны клумбы и детские площадки.
Как говорится, строгость закона в России компенсируется необязательностью его исполнения. Ну а что, никто же не штрафует, не ловит курильщика за руку, когда тот бросает окурок на тротуар. Может, если бы начали штрафовать, то и бросать бы перестали мимо урны. А на собранные средства можно эти самые тротуары, клумбы и детские площадки привести в порядок. Но это в идеале. А в реальности хотелось бы научить редисок кидать окурки в урну, раз их мама в детстве не научила не мусорить.
Помните, как большинство пренебрегало ремнем безопасности, пока штраф не достиг 500 рублей? Или как мало кто устанавливал детские кресла в машину до повышения штрафа? Наказание рублем – самый действенный мотиватор для россиян.
Спрашиваю у знакомых курильщиков: нет ощущения, что нарушаете закон? Отвечают, что есть ощущение, что закон об ограничении курения выполняют только те, кто и раньше никогда не позволял себе швырнуть окурок куда придется и не курил при детях. «Не нарушать закон сложно – ведь сразу не выучишь, где можно, а где нельзя; где это «нельзя» начинается в 15 метрах, а где – в ста, – говорит о сложившихся обстоятельствах мой друг Вася. – В уфимском аэропорту наконец-то появилась официальная курилка. Раньше-то в чистой зоне все курили в мужском туалете, а сейчас – как белые люди, в специальном стойле. Но это все равно намекает нам: вас, курильщиков, давно пора согнать в гетто; и все курилки – даже стихийно собравшиеся у случайной урны – такими гетто и являются».
Но это я с сознательными курильщиками общалась. А таких немного – иначе откуда столько окурков валяется. Я сама еще пару лет назад любила подымить, зажав сигаретку наманикюренными пальцами. Поэтому к чужому греху отношусь снисходительно. Взрослый человек сам отвечает за свои поступки. Мне главное, чтобы не курили в лифте (выпархиваешь из квартиры вся такая дышащая духами и туманами, заходишь в лифт – и бац!) и чтобы не кидали мусор мимо.
Недавно начала находить на балконе окурки, пару раз снимала их с чистого детского белья на сушилке. Один прожег линолеум на балконе, а другой – повредил оконную раму. Все «улики» были одной марки сигарет, причем довольно редкой. У подъезда опознала «преступника» – по той самой марке курева – и попросила больше не портить мне балкон и настроение. Мужчина (около 35 лет, женат, дети, прекрасно одет, хорошая машина, словом, человек!) сделал вид, что он тут совсем ни при чем. Но с тех пор окурков на своем балконе я больше не нахожу. Думаю, он купил, наконец, себе пепельницу.
Ольга Шабаловская родилась в Уфе в 1986 году, выпускница факультета невест – закончила филфак БашГУ. С самого детства слышала от знакомых: «С такой фамилией только в журналисты!» Решила не расстраивать доброжелателей и вот уже несколько лет занимается любимым делом, последние три из которых – на сайте Ufa1.ru. Из личного: замужем, выращивает улитку, занимается танцами и устраивает званые обеды. С 2009 года ведет свой блог (shabalovich.livejournal.com).
Фото: Фото Василия ЛЕБЕДЕВА