«Всегда считал, что никакой дискриминации женщин уже давно нет, что это все феминистки передергивают, но тут наткнулся на тест Бехдель и крепко призадумался», – написал мне друг в социальной сети.
Пусть запомнить название теста сложно, зато применять легко. Берем любой фильм или книгу и проверяем их по трем критериям:
В фильме или книге должно быть минимум две женщины, у которых есть имена.
Эти женщины на протяжении произведения разговаривают между собой.
Тема разговора – не мужчина.
Казалось бы – ну что сложного? Вокруг нас реальная жизнь проходит тест Бехдель. Прекрасная половина земного шара искренне и заинтересованно общается о работе, детях, науке, политике, экономике, искусстве, моде и погоде. Но стоит только девушке попасть за объектив кинокамеры, она становится симпатичной (или не очень) декорацией, наградой (или головной болью) главного героя, безмолвной прислугой на заднем плане, а то и вовсе не существует. Отчасти это отражает ориентацию общества, что пол по умолчанию – мужской. Немного поменяем расхожую фразу, и сразу возникает диссонанс: «Все люди – братья. Или все ли люди – сестры?»
По статистике сайта теста Бехдель: все три пункта теста проходят 1876 фильмов (53,9%), два пункта из трех проходят 386 фильмов (11,1%), первый пункт одолевают 852 фильма (24,5%) и проваливают весь тест 365 фильмов (10.5%).
Первое, что делаешь, узнав о тесте, – пытаешься прогнать через это сито свои любимые фильмы. «Хороший, плохой, злой», «12 разгневанных мужчин», «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Бешеные псы», «Проверки на дорогах» – там вообще женщин с именами нет. «Джентльмены удачи», «Операция Ы«, «Кавказская пленница», «Мимино» – там девушки есть, но они не говорят между собой, либо говорят о мужчинах. Вот! Нашла! «Служебный роман», «А зори здесь тихие» и «Гараж»!
Как же дело обстоит с мультиками? «Валл-И», «Вверх», «История игрушек», «Том и Джерри», «Ледниковый период», «Тачки» – мимо. Может, быть, в советских ситуация получше? «Трое из Простоквашино», «Приключения Мюнхаузена», «Приключения капитана Врунгеля», «Бременские музыканты» – увы, и тут провал.
Выходит, что на протяжении долгого периода взросления и становления личности девочкам то и дело подсовывают образы кукольных красавиц? А потом в обществе сетуют, что мол, куда смотрит школа, выросли из девчонок содержанки, которые ничем не интересуются и думают, что весь мир их только за красивые глазки на руках носить должен. А разве не так все происходит в кино и книжках? Тест Бехдель позволяет увидеть не только неравномерное распределение ролей в обществе, но и намекает на отсутствие солидарности между женщинами и узкий кругозор – неужто нам, кроме как о мужчинах, больше и говорить не о чем?
Хорошо, если малышка с детства подружится с мультиками Хаяо Миядзаки и персонажами Астрид Линдгрен! Хуже – если начнет идентифицировать себя с мужчиной и не признавать свою женскую природу. Мы в детстве инстинктивно искали себе активных героинь, я любила Алису Селезневу, Элли из «Волшебника Изумрудного города» и Герду, «Девочку, с которой детям не разрешали водиться» Имгард Койн, «Динку» Осеевой, «Девочку и птицелет» Владимира Киселева, запоем читала про блокадный Ленинград «Три девочки» Верейской и дневник Анны Франк. Наши дочки равняются на Гермиону из «Гарри Поттера», Китнисс из «Голодных игр», Лиру из трилогии о «Золотом компасе». А нам как родителям нужно воспитать новое поколение, одинаково уважающее и свой, и противоположный пол.
Нурия Мухаметдинова, несмотря красный диплом лечебного факультета БГМУ, работает в корпоративной газете «Башкирская нефть». Годы врачебной практики наложили свой отпечаток: предпочитает естественно-научный подход, здоровый прагматизм и человеколюбие. Оказалась в журналистике по стечению обстоятельств, ведет блог и любит самостоятельные путешествия. Фанат научно-популярных сайтов и популяризаторов науки.
Фото: Фото из личного архива автора