STERLITAMAK1
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Стерлитамаке

Погода-1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -6

4 м/c,

сев.

747мм 57%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Город Урал Султанов, заслуженный летчик-испытатель РФ: «Боевые самолеты ставят рекорды для рекламы своей страны»

Урал Султанов, заслуженный летчик-испытатель РФ: «Боевые самолеты ставят рекорды для рекламы своей страны»

Тема авиации вновь оказалась в центре внимания. Страна отметила День военно-воздушных сил, День воздушного Флота России, кроме того, в подмосковном Жуковском собирались представители ведущих мировых держав для того, чтобы «похвастаться» своими достижениями в области авиации. Речь идет о юбилейном X Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2011». Редакция сайта связалась с нашим земляком, заслуженным летчиком-испытателем и космонавтом-испытателем РФ Уралом Султановым, который также принял участие в этом форуме. В рубрике «Персона недели» он рассказал о современных самолетах, «МАКСе-2011» и общем положении дел в российских ВВС.

– Здравствуйте, Урал Назибович!

– Здравствуйте!

– Для начала поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем военно-воздушных сил, который отмечался в конце прошлой недели!

– Спасибо, Олег!

– Отмечали?

– О, конечно, отмечал! 12 августа я ездил в город-герой Харьков. Мы с друзьями-однокашниками ехали в купе, и был у нас личный праздник – 40-летие выпуска из Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков. Мы выпускались в 1971 году. Естественно, обе даты мы совместили и дружно отметили. С улыбкой, хорошей памятью о своих друзьях и товарищах...

– Вы говорите: с улыбкой, хорошей памятью... Так повелось, что сразу несколько профессиональных праздников, связанных с военными, пришлось именно на август. Это и День ВМФ, и День ВВС, и День ВДВ. Хочу акцентировать внимание на последнем празднике. Почему отношение ко Дню ВДВ и ко Дню ВВС такое разное? И почему отмечают их так по-разному?

– Это, видимо, традиция такая сложилась с момента образования. Кто-то выражает свою радость и хорошее настроение прыганием в фонтан, хотя мы, например, таким делом не занимаемся. Летчики – люди образованные, интеллектуально воспитанные. Люди разные, но общий настрой у нас именно такой.

– Хорошо, полетели дальше.... В эти дни в подмосковном Жуковском начал работу один из самых крупных авиасалонов в мире «МАКС-2011». Скажите, вы принимаете в нем участие?

– Да, я принимаю участие, но не напрямую, а косвенно. Дело в том, что я уже закончил свою летную службу, но у меня есть друзья, которые занимаются разработками новых тренажеров для самолетов и вертолетов. И меня пригласили протестировать эти тренажеры.

– Значит, вы следите за новинками в области авиации?

– Да.

– А какие новинки, представленные на «МАКСе-2011», отметили бы лично вы?

– Конечно же, это мировая премьера самого большого пассажирского самолета А380.

– Что скажете о российских машинах? Например, об истребителе пятого поколения ПАК ФА.

– Да, ПАК ФА, изделие Т-50. Я, конечно, не могу быть в курсе результатов летных испытаний. Они, естественно, не разглашаются. Но я думаю, что дела идут нормально. Только надо ведь оценивать объективно. Что этот ПАК ФА выдает по устойчивости, управляемости, работе двигателя и систем. Эти системы (вооружение, связь) потом будут модернизироваться. Они сейчас – не самое главное. На первых этапах испытания самолета – это проверка его как летательного аппарата, планера.

– Перейдем от самолетов к военно-воздушным силам, в целом. Расскажите мне, как обывателю, что из себя представляют нынешние ВВС России?

– Единственное, что хотел бы сказать: неплохо было бы усилить количественную и качественную подготовку ВВС России.

– Каким образом?

– Можно много говорить об этом, но дело в том, что это не так просто сделать. И истребительно-бомбардировочная, и стратегическая авиация зависят от состояния дел в стране. Начать нужно с создания новых, более современных самолетов с наилучшими характеристиками и вооружением. Для того, чтобы этими самолетами управлять, нужны хорошо подготовленные люди. Хорошо подготовить можно только тогда, когда в стране есть хорошие училища. Насколько мне известно, в прошлом году ВВС России не набрал ни одного курсанта. То есть после того, как нынешнее поколение летчиков отлетает, образуется провал. И это, конечно, не есть хорошо.

– Сколько себя помню, профессия летчика всегда была в почете. Сейчас все по-другому?

– Признаться, летчиков всегда готовили в том количестве, сколько было необходимо. В избытке нет никакой надобности. И нужно понимать, что уровень летной подготовки во времена Холодной войны значительно отличается от настоящего времени. Тогда на подготовку средств не жалели. Если разобраться, наш набор 1967 года был 200 человек, а сейчас по всей стране не наберется и сотни. Просто не нужно забывать, что каждое государство должно иметь запас прочности.

Урал Назибович Султанов – заслуженный летчик-испытатель РФ, летчик-космонавт. Родился 18 ноября 1948 года в селе Никифарово Альшеевского района Башкирской АССР, РСФСР.

В 1967 году окончил Казанское суворовское военное училище, в 1971 году – Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ХВВАУЛ), в 1978 году – Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП), в 1981 году – вечернее отделение факультета самолетостроения Жуковского филиала Московского авиационного института (МАИ) им. Серго Орджоникидзе.

За свою жизнь Урал Султанов налетал более 4000 часов на 48 самолетах и их модификациях. Он принимал участие в испытаниях таких истребителей, как МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, а также Су-24, Су-25, Су-27. Установил 10 мировых рекордов по максимальной высоте горизонтального полета и по скорости набора высоты. Участвовал в отработке системы и принципов управления посадкой многоразового космического летательного аппарата «Буран».

– Я так полагаю, здесь уже речь идет не только о военно-воздушных силах, но и обо всей российской армии. Бытует мнение, что ее давным давно разворовали. Как вы реагируете на подобные высказывания?

– Честно говоря, я не сталкивался с людьми, которые этими делами занимаются, но я же не на Луне живу и разного наслушался. И хорошего, и плохого. В основном, выражаются, конечно, не очень здорово.

– Раз уж заговорили о проблемах, хотелось бы узнать ваше мнение о состоянии космических войск. Раньше, то и дело появлялись сообщения о разных экспериментах на околоземной орбите. Сейчас эта информация стала какой-то скудной. Почему? Пропал интерес?

– К космосу наоборот интерес растет. Просто он расширился, использование космоса в различных целях стало шире.

– Вам довелось участвовать в испытаниях легендарного космического летательного аппарата «Буран». Расскажите об этом.

– Вы правы. «Буран» имел принцип входа в атмосферу и посадки как у самолетов. То есть приземление на колеса с использованием подъемной силы крыльев. Те, которые сейчас летают, входят в атмосферу немного по-другому и приземляются на парашютах. Это две разные схемы. Мне и моим коллегам как раз нужно было разработать методику выполнения входа в атмосферу и посадки «Бурана» по первой схеме.

– Вы говорите о посадке вручную? Я правильно вас понял?

– Да, речь идет как раз об этом. Мы разрабатывали различные формы преподнесения информации для летчика, чтобы он умел сажать этот аппарат вручную, потому что автоматика всегда может сдать сбой, а такой дорогостоящий аппарат терять нельзя. Кроме того, та же автоматика – это модель поведения летчика-аса, которую мы должны были разработать, чтобы вбить в программу аппарата.

– Что стало с «Бураном» потом?

– Была проделана очень большая работа, после чего результаты передали заказчику.

– Конечно же, я не могу не спросить о ваших личных достижениях. В разное время вы устанавливали мировые рекорды и по высоте полета и по скорости набора высоты. Всего 10! Какой рекорд для вас стал наиболее трудным по исполнению?

– Я не считаю эти рекорды своими. В моем понимании, рекорд – это достижение всей страны, ее возможности и технологии. И в первую очередь, это рекорд тех, кто создавал летательные аппараты. Нам как летчикам-испытателям нужно было только подтвердить данные на практике. О возможностях самолетов, как правило, известно заранее. И я просто делал то, что должен был.

– Тогда расскажите о наиболее запомнившемся рекорде...

– Однажды нами была достигнута высота 21 километр по сравнению с 15 845 метрами, которые принадлежали американскому самолету Ф-15. Признаться, все мы знали о том, что сможем побить рекорд, но полет нужно было совершить для того, чтобы зафиксировать данные в Международной авиационной федерации.

– Но ведь самолеты создаются не для рекордов?

– Конечно! Военные самолеты в первую очередь создаются для боевых действий. А рекорды скорее подчеркивают возможности летательного аппарата и служат некой рекламой боеспособности страны.

– Вы испытывали такие легендарные самолеты, как МИГ и СУ, я уж не говорю о космолете «Буран». Каково это управлять самыми быстрыми машинами, придуманными человеком?

– Прежде всего у меня идут профессиональные ощущения. Универсального самолета, который бы летал дальше всех, был быстрее всех и оставался при этом самым маневренным, еще никто не придумал. Поэтому в первую очередь я оцениваю, как самолет выполняет ту задачу, для которой он предназначен. А если чисто по-человечески, то я счастлив, что моя профессия совпала с моими желаниями и возможностями.

– Будем подводить разговор к завершению. Какой отдых вы предпочитаете?

– Лежачий!

– Довольно необычно слышать это от человека, который большую часть жизни летал на сверхзвуковых истребителях.

(Смеется.) Давление до сих пор 120 на 80.

– Что вы пожелаете пользователям сайта Ufa1.ru?

– У вас замечательный сайт! Я живу в Москве и о последних событиях в Башкирии узнаю на Ufa1.ru. Очень разнообразная информация и преподнесена интересно. Поэтому всем пользователям рекомендую.

– Спасибо, Урал Назибович, на добром слове! Желаю, чтобы давление и дальше вас не подводило. Приезжайте в Уфу!

– Непременно! И вам спасибо! До свидания!

Фото: Фото с сайта Bashvest.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем