STERLITAMAK1
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Стерлитамаке

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

3 м/c,

с-в.

747мм 37%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Город Фарит Мигранов, председатель Местного отделения ДОСААФ России: «Мечтаю построить в Стерлитамаке небольшой военный полигон»

Фарит Мигранов, председатель Местного отделения ДОСААФ России: «Мечтаю построить в Стерлитамаке небольшой военный полигон»

Благодаря целенаправленной работе этого человека у стерлитамакских подростков есть возможность осваивать различные виды техники и оружия, познавать азы военной науки. Правда, из-за экономических трудностей с авиационным спортом пришлось проститься. Но в остальном все возможности для обучения тех, кто, так или иначе, интересуется военной техникой и спортом, есть. Кроме того, как военный с большим стажем Фарит Абдрахманович много внимания уделяет патриотической работе с молодежью. Он с гордостью носит свой мундир и никогда не упустит возможности пообщаться с детьми и подростками, чтобы рассказать им о том, зачем нужна военная служба, кто и как должен защищать отечество и о других важных вещах. В течение последних пяти лет он возглавлял Городской Совет РОСТО (ДОСААФ), а с 2010 года с преобразованием РОСТО (ДОСААФ) руководит Местным отделением ДОСААФ России и считает оборонную организацию уникальной.

– Фарит Абрахманович, чем же необычно Местное городское отделение ДОСААФ России?

– Вначале скажу несколько слов в виде предисловия, чтобы было понятно, чем мы занимаемся и почему. У нас есть общественные организации и государственные структуры, у них у всех в уставах прописано проводить военно-патриотическое воспитание. Есть у нас в городе местное отделение ДОСААФ России, есть Автомобильная школа ДОСААФ России. Система руководства одна. Например, Военный комиссариат набирает ребят, медкомиссию они проходят, составляют договоры, и их направляют в автомобильную школу ДОСААФ, чтобы обучиться на водителя различных категорий. Обучение проводится за счет Министерства обороны РФ. Минобороны перечисляет деньги, примерно 70-80 % от стоимости обучения, просто не финансируют до конца. Ребята занимаются 3,5 месяца в автошколе: программа там совсем другая, не как у обычных кандидатов в водители, утверждается она Министерством обороны, а не Министерством образования. Она включает элементы физической и военной подготовки, там есть оборудованные классы, класс военно-патриотической работы, музей патриотического воспитания. Там ребята несут дежурства дневальными, подтягиваются на перекладине, преодолевают полосу препятствий, словом, идут занятия, приближенные к военной службе.

У нас местное отделение ДОСААФ России в городе Стерлитамак, при нем тоже есть курсы подготовки водителей, но категории А и В. А дальше мы занимаемся патриотической работой за счет своих заработанных денег! Мы общественная организация, но сейчас реорганизованы в общественно-государственную организацию. Надеялись на помощь государства. Как представитель общественной организации, я провожу работу, а вот вторая составляющая – государство – не работает, оно нам ничем не помогает. В городе у нас около 15 организаций, готовящих водителей, и единственная организация, которая за счет своих самостоятельно заработанных денег проводит военно-патриотическое воспитание – это мы! Вы не найдете в нашей стране ни одной организации, которая занимается добровольно за счет своих средств подобной работой. Ежегодно наша оборонная организация тратит на военно-патриотическую работу более 300 тысяч рублей! Уникальность нашей организации в этом и заключается. А задачи прописаны еще в 1927 году и остались такими же. Во-первых, патриотическое и военно-патриотическое воспитание молодежи. Во-вторых, развитие прикладных, технических и авиационных видов спорта. В-третьих, подготовка юношей для службы в вооруженных силах. Задачи, какие были, такие и остаются.

– Каким образом вы эти задачи реализуете? И почему, по примеру других, не перестаете этим заниматься?

– Есть у нас устав, планы, программы. Я человек военный. В американских садиках дети с утра гимн поют. Вы спросите, а я наш гимн знаю? Частично знаю, а полностью не знаю. И вы, наверное, тоже. А должны. Для того чтобы проводить патриотическую и спортивную работу, у нас работает секция биатлона, пулевой стрельбы. Есть еще клуб радиолюбителей. Наши секции работают, дети их посещают бесплатно, то есть деньги ни с кого не берем. Насчет оружия. Имеется боевое оружие: малокалиберные винтовки и пистолеты – 70 единиц и еще около 20 единиц пневматических винтовок.

Оружие тоже за свой счет покупаете?

– С оружием нам помогает государство. У нас есть винтовка стоимостью 80 тысяч рублей, Вальтер. И Стайер стоимостью 60 тысяч рублей. Спортсмены занимаются. Есть тир, в 24 школе, тир лицензированный, имеет разрешение на проведение стрельб, есть разрешение на хранение оружия, и еще филиал в школе № 32, там тоже проводим стрельбы, занятия. Такого оружия больше в Башкирии ни у кого нет за исключением отделений в Толбазах и Туймазах, поэтому, когда они проводят стрельбы допризывной молодежи в Ишимбае, Мелеузе, Кумертау, Красноусольске – берут наше оружие. Своего досаафовского у них нет.

– Но ведь помимо регулярных занятий, вы еще организуете различные соревнования?

– Да, помимо этого мы проводим огромное количество мероприятий, участвуем в Дне призывника. Ежегодно перед военно-полевыми сборами ребята – их набирается от 500 до 1000 человек – проходят через наши тиры. Мы более 30 соревнований по пулевой стрельбе в год проводим, выступаем, акции различные проводим.

Опять же – за свой счет. Чем выгодно с нами дружить? Один выстрел патрона из малокалиберной винтовки обходится в восемь рублей, вы можете представить?

Оборонная организация ежегодно тратит около 50 тысяч патронов для проведения стрельб. В конце октября – начале ноября мы проводили шесть соревнований по пулевой стрельбе, посвященных Дню народного единства, проводим Первенство Республики здесь, в городе, потом среди школьников Первенство по стрельбе. Школы, которые хотят провести соревнования, берут у меня разрешение, пульки, и сами проводят стрельбы.

Военно-патриотическое воспитание мы проводим через Дворец пионеров и школьников. Мы с ними хорошо работаем, в этом году уже прошли «Зарница», Первенство среди пионеров и школьников по пулевой стрельбе. Каждый год мы проводим соревнования в память о погибших в Чечне ребятах, посвященные Тимуру Ахмерову (он в 24-й школе учился) и Александру Баскакову (выпускник школы №3). Всегда приглашаем родителей, друзей, детей.

В День защиты детей в парке имени Гагарина мы развернули показ стрелкового оружия. Мы вывезли около 40 единиц стрелкового оружия – боевого и простого, макеты пулеметов. Детям показывали, как оно стреляет, им было интересно, еле от них убежал. Мы проводим работу в лагере для трудных подростков «Юный спецназовец» – стрельбы, мастер-классы, показ стрелкового оружия, вручаем им подарки и грамоты, чествуем победителей. В этом году в лагерь «Салют» вывез стрелковое оружие, даже маленькие дети смотрели его, им было интересно. Есть у нас девушка, кандидат в мастера спорта, они смотрели, как она стреляет и просто ахали.

– А вообще спортивные достижения у наших ребят есть? Чем можете похвастаться?

– Стабильно занимаются летним биатлоном человек 20, полевой стрельбой – около 40. Студент физкультурного института Вадим Кутлияров в этом году стал чемпионом России по летнему биатлону, он занял первое место в спринте, второе место в масс-старте и второе место занял в эстафете, в результате, был включен в состав сборной России для участия на Первенстве Словении. Мы его финансировали, он поехал, но выступил неудачно.

Ежегодно мастерами спорта по летнему биатлону или пулевой стрельбе у нас становятся три-пять человек, кандидатами в мастера спорта становятся до десяти человек, перворазрядниками – от 50 до 80 человек. Соревнований много проводим, вот школьники и выполняют спортивные разряды, поскольку до второго разряда мы квалификацию присваиваем, а дальше уже спорткомитет. Результаты есть. Организация на хорошем счету, мы награждены многими орденами, медалями. В Сочи был семинар, мне даже грамоту вручили за личный вклад в патриотическое воспитание молодежи и повышенное чувство ответственности.

Кроме того, мы выпускаем свою газету «Патриот», сюда пишут и школьники, и ветераны, и специалисты военного дела, распространяем бесплатно.

– Как ребят завлекаете? Ценности сегодня заметно изменились.

– Мы не завлекаем. У нас дети занимаются добровольно. Во-вторых, у нас не такой большой штат. Мы же не только секции ведем, но и городские мероприятия. Например, во время проведения соревнований по пулевой стрельбе со школьниками набирается столько участников, что мы по два дня соревнования проводим! Любой желающий может к нам прийти пострелять. Я бываю во многих районах, регионах на соревнованиях. В Стерлитамаке в школах работа по патриотическому воспитанию поставлена хорошо по сравнению с другими городами. Школьники слово патриотизм все знают, все понимают. А как они его понимают, я не могу сказать.

– Те перемены, которые сегодня происходят в армии, одобряете?

– Армии не надо бояться. У меня жена – военный человек – всегда говорит, что нормального человека никто никогда не обижает. Обижают только ленивых, изворотливых и бездельников.

Альтернативная служба? Странно выглядит все это дело... Молодому парню ходить позориться – где-то горшки выносить – это же не дело. Это мое личное мнение. Если по каким-то религиозным соображениям, я их в какой-то степени понимаю – может быть, да. Но всякая религия говорит: надо защищать свою родину, надо защищать свое отечество. А почему нельзя брать в руки оружие, этого я не могу понять. Отсутствует какая-то логика. У молодого человека должна быть мотивация служить в армии. Первое – это то, что он выполняет свой конституционный долг, может быть, это в какой-то степени сказано высокопарно, а вторая мотивация… Я 28 лет служил в армии. После двух лет службы молодой человек становится совершенно другим: он меняется, причем, только в лучшую сторону. Молодые люди, уезжая из дома, начинают ценить и уважать своих родителей. Это школа воспитания.

– Как относитесь к законам, которые делают военную службу более либеральной что ли? Приближают военнослужащих к гражданской жизни? Стоило это делать?

– Я допускаю, что если у молодого человека родители инвалиды или маленький ребенок дома, он может служить поближе к дому. Но у нас же если где-то что-то разрешили – достается тем, кому это не положено. А кому положено, не достается.

– Я читала, что у РОСТО ДОСААФ одно время были разногласия с Министерством обороны? В чем они заключаются?

– Просто две организации – РОСТО ДОСААФ России и Министерство обороны – не могли найти общий язык. РОСТО ДОСААФ всю жизнь готовил специалистов для вооруженных сил. В Стерлитамаке готовят водителей, в Салавате – водителей для БТР, в Уфе готовят связистов, в Нефтекамске – электриков. Потом Минобороны пытались создать отдельную свою организацию, но дело не пошло. Могли бы работать очень хорошо. Могли бы обеспечить нас оружием, патронами. У них огромное количество патронов, которые они не знают куда девать, но они почему-то ДОСААФу это не дают. Ныне поезд немножко тронулся. В этом году военкомат получил 60000 патронов, и, используя наши тиры и оружие, организовывает стрельбы.

– А вообще, есть какие-то мысли по усовершенствованию военно-патриотической подготовки подростков?

– Вообще, мы хотим создать центр патриотического воспитания на базе автомобильной школы ДОСААФ. Там создана хорошая база, имеются спортивный городок, полоса препятствий, музей патриотического воспитания. Есть в планах построить небольшое тактическое поле, огневой городок и караульный городок, место для метания гранаты, место для изготовки стрельбы из оружия, отрыть окопы, дзоты, траншеи, то есть, небольшой войсковой полигон. И проводить занятия со школьниками 10-11 классов.

Так же в ходе проведения военно-полевых сборов с юношами 10-ых классов в один из дней хотим, чтобы они занимались на этом полигоне по специальной утвержденной программе. Но для этого нам нужна поддержка Министерства обороны. Конечно, и окопы можно отрыть, и траншеи сделать, но приходит, например, к нам молодой человек, а мы ему говорим: «Иди, надень бронежилет, иди, возьми учебный автомат, лопату, гранату, каску, оденься и вот сюда становись. Товарищ, будущий солдат! Вот ты примерно экипирован как солдат вооруженных сил!» Мы могли бы многому обучить. Показываем, например, сектор обстрела. Задача: если справа твоего товарища убили, то куда ты должен идти? – Правильно, вправо все перемещаются. Показываем, как преодолевать минное поле – мины учебные ставим. Потом он метает гранату учебную – стоя, лежа, с укрытия. Или, например, ставим цель на точность попадания, на группу людей, или вот есть окоп, чтоб туда он попал, и он начинает это отрабатывать. И потом можно отработать наступление в составе отделения. Это не проблема для нас. Должно все это обеспечиваться Министерством обороны – я нигде не смогу купить ни автомат, ни бронежилет, ни гранаты, ни мины. Если будет составляющая государства – все можно сделать.

Можем многому научить. Как маскировать автомобиль, например, радиостанцию поставить, небольшой караульный городок, преодолевать минные поля, дымовую шашку поджечь, чтобы преодолеть. Для этого противогаз должен надеть. Много можно придумать. А затраты небольшие: нам старье сгодиться.

–Да после этого можно и в армию не ходить! А зачем вам лично все это нужно?

– военный. Я закончил военное училище, военную академию, у меня богатейший опыт. Начальник автомобильной школы ДОСААФ тоже офицер, полковник Тараканов. В автомобильной школе и в местном отделении ДОСААФ работают много офицеров запаса. У него шесть офицеров бывших работает – искать специалистов не надо. Только пенсионеров-офицеров в Стерлитамаке 600 человек. У грамотного военного человека столько опыта и знаний, все это в крови. Все это нужно передать молодежи. Вот это моя мечта. Концепция в России принята, она называется «Программа подготовки граждан к военной службе», она рассчитана до 2020 года. Там расписаны пять этапов. Дожить бы мне до 2020 года и увидеть, что же будет!

– Местная власть помогает?

– Местная власть оказывает нам всяческую помощь и поддержку в наших любых начинаниях в проведении работы военно-патриотической направленности.

– Авиационная подготовка теперь в истории? Или есть надежда реанимировать авиационно-спортивный клуб?

– Загубили на корню. Все – ничего нету. Мы живем с надеждой, что когда-нибудь все это оживет. Самолет там у нас так и стоит, но ситуация такова, что сами должны деньги зарабатывать, или же кто-то будет помогать. А кто? Летали три года назад. В Кумертау теперь ближайшая возможность научиться прыгать с парашютом.

– Фарит Абдрахманович, а сами вы почему решили всю жизнь связать с военной службой? Что вас лично мотивировало сделать такой выбор?

– Я с детства хотел быть военным. Романтика что ли… Отец отправил меня в Казанское Суворовское военное училище. Сразу не поступил: по всем предметам были пятерки, а по русскому двойка. Я ж учился в башкирской школе. Но я вернулся и просил родителей отправить меня в русскую школу, и поступил в русский класс в интернате Ишимбая, там закончил 9-10 класс. Учился в Челябинском военном училище.

Участвовал в ликвидации аварии в Чернобыле. Закончил Военную академию с отличием, у меня было право выбора, где служить. Мог остаться в Москве или Санкт-Петербурге, а я уехал в Хабаровск, на Дальний Восток. Порядочный, сказали, был. Потом в Москве служил. Позже сюда переехал, на родину тянуло. Когда вернулся, предложили заняться ДОСААФом. До этого три председателя сменились в течение полутора лет. И вот я стал заниматься. Просто я люблю эту работу! Мне нравится выступать перед мальчишками и девчонками, говорить с ними. Дети все понимают. Все равно, кто-то должен же этим заниматься. Я всегда, когда надеваю свою форму и прихожу к детям, так у них глаза горят. Я ж не фальшивый какой-то офицер. Я все видел. Можно было б ничем не заниматься – никто ругать не будет. Но все это надо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем