Режиссер: Эндрю Адамсон
В ролях: Уильям Мозли, Джоджи Хенли, Анна Попльюэлл, Скэндер Кейнс, Тильда Суинтон, Бен Барнис, Питер Динклэйдж
Вам читали сказки на ночь родители? По данным опроса, проведенного в феврале этого года благотворительной организацией Booktrust в Англии, четверо из пяти взрослых берут в руки книгу со сказками, укладывая ребенка спать. Звук маминого голоса убаюкивает малыша, унося его в волшебный мир плюшевого Винни-Пуха с Пятачком или Трубадура с Принцессой. Кстати, по результатам голосования все того же опроса, лучшей детской книгой всех времен была признана одна из сказок цикла «Хроники Нарнии» английского писателя и ученого Клайва Льюиса.
– Тихо так...
– Чего ты хочешь? Они же деревья.
– Они ведь живые.
– Деревья так глубоко ушли в себя, что давно перестали говорить.
Первая экранизация его произведения вышла в свет в 2005 году, став настоящим хитом в отечественном кинопрокате. Появления фильма второго – «Хроники Нарнии: принц Каспиан» – российский зритель ждал давно. Мировая премьера состоялась 15 мая!
Для тех, кто пропустил выход первого фильма («Хроники Нарнии: лев, колдунья и волшебный шкаф»), напомню, что речь в нем шла о том, как на сказочную страну, созданную когда-то львом Асланом, нисходит колдовство злой ведьмы. Неожиданно для себя попав через платяной шкаф в неизведанный мир, четверо маленьких лондонцев возвращают Нарнии свободу. Собственно говоря, на нынешнюю премьеру можно отправляться и не обладая знанием вышесказанного: на десятой минуте фильма весь расклад становится более-менее очевидным.
...В крайне несовершенном средневековом царстве происходит дворцовый переворот, в результате которого наследник трона, принц Каспиан, вынужден бежать в дремучие леса. Спасаясь от погони, он сталкивается с гномами и от безысходности трубит в заветный рог. В ту же секунду в современном Лондоне происходит странная вещь: летящие на скорости вагоны метро искажают пространство для четырех подростков, которые переносятся во времена кентавров, сатиров, двигающихся деревьев и говорящих мышей. Зачем? Их предназначение – спастать мир, нести ему добро и сострадание.
– Ты мне веришь? Я правда видела Аслана!
– Люси, ты везучая – ты его видела. Может, он и нам бы подал какой-нибудь знак?
– А может, это вы должны дать ему знак?
Пожалуй, зритель и того и другого фильмов находится все-таки в более выгодном положении: он только смотрит и получает удовольствие, тогда как знакомящийся впервые с «Хрониками» вынужден еще и думать, восстанавливать по разбросанным деталям предысторию событий. Скажем, если эти полные достоинства дети – короли и королевы, то где их волшебные способности? Да, маленькая Люси верит и временами видит какого-то Аслана, красавица Сьюзан без промаха стреляет из лука, немного высокомерный Питер может возглавить войско, а Эдмунд – разбить мечом глыбу льда с ведьмой внутри. Но где же чудо?
Для тех, кто смотрел прошлую картину логическая последовательность соблюдена: лев-создатель наградил ребят титулами, хотя эта причина – на поверхности. На духовном уровне беззащитные дети в самом деле оказываются сильнее и наивных обитателей Нарнийского леса, и благородного принца, и жестоких тальмаринов. Или другой вопрос: откуда у героев такое трепетное отношение к одному из животных? Наряду с могучими кентаврами и огромными птицами на четырех лапах все преклоняются льву, слагают о нем легенды и надеются на его помощь на пороге собственной гибели.
Вопросов много. Но это не детектив, и никто не собирается специально заострять на них внимание. Если вы готовы к диалогу с автором, то добро пожаловать. Нет – и не нужно, продолжайте есть из ведра поп-корн, запивать его колой и следить за великолепными батальными сценами. Благо, работа режиссера выполнена «на отлично». Создатель «Шрэка», сценарист и режиссер обеих «Хроник» Эндрю Адамсон изначально решил сделать фильм сложнее, масштабнее...
«Из-за того что мы снова оказываемся в похожем мире, хочется поставить перед собой новые задачи. Мы хотели быть уверенными в том, – говорит он в интервью сайту MK.ru, – что делаем нечто другое, свежее, поэтому в битве есть совершенно удивительные вещи, которых еще никто не видел. Я не хочу заранее рассказывать, но в конце сражения есть абсолютно новый и очень сложный момент». Для выбора съемок Адамсон посетил пять континентов и остановился на пейзажах Новой Зеландии, Чехии, Словении и Польши. Только над костюмами трудилось 70 человек, а актеры и члены съемочной группы прибыли из 15 стран мира. Более трех часов ежедневно проводили в обществе гримеров диковинные обитатели Нарнии, чтобы предстать перед зрителем во всей красе.
Режиссер дает нам возможность рассмотреть все это до мельчайших подробностей: он никуда не торопится и не нагромождает действия одно на другое. И еще здесь нет смакования кровавых последствий битвы или бесшабашного, бездумного юмора. Здесь – особая территория. Территория настоящей сказки, той, где добро побеждает зло, любовь непорочна и вера сильна. В ней нет навязчивого дидактизма или призыва к немедленному действию. Словно чистый ручей среди зеленого луга, течет неторопливое повествование. Как в далеком детстве, лежа на мягкой подушке и укрывшись до самого подбородка ватным одеялом, впускаешь в себя чудесную сказку, которая оседает в обрывках сна верой во вселенское счастье.