7-летняя Маша с синдромом Дауна вместе с мамой обивала пороги центров творчества многие годы. Девочка мечтала петь, но ей везде отказывали, потому что мало кто готов нести ответственность за ребенка-инвалида. В сентябре 2021 года наконец-то случилось чудо: Марию Кислицину взяли под крыло в учреждении культуры учащейся молодежи на улице Александра Невского, 27 в Стерлитамаке. Но не проучившись и месяца, мать девочки Марина узнала, что центр уже этой зимой собираются закрывать.
Почему и зачем центр закрывают — читайте в нашем материале сегодня, 29 октября.
«Ваш ребенок нам не подходит»
Марина Кислицина говорит, что в Стерлитамаке для детей-инвалидов недостаточно центров дополнительного образования, ребенок может попасть только к логопеду и на массаж, а занятия танцами, пением, вязанием — роскошь. Марине вместе с маленькой Машей приходится ездить на занятия в художественную школу аж в село Наумовку, которое находится в 16 километрах от города.
У самой Маши, по словам матери, «позднее зажигание», то есть ментальные нарушения. Заниматься творчеством она может только в том случае, если специалист найдет особый подход к ребенку. Со своей девочкой Марина пыталась пробиться и на платные танцы, и на пение в Стерлитамаке, но везде в один голос говорили: «Ваш ребенок нам не подходит». Два года назад Маше повезло — нашелся платный преподаватель по вокалу, который прозанимался с особенным ребенком целый год, но уехал на заработки в Москву, и Маша начала грустить.
— Мы оббегали весь город, были в трех местах, где обучают вокалу, но преподаватели дочь не брали, говорили: «Она у вас в ноты не попадает» и всё в таком духе. Знакомые посоветовали мне преподавателя — Викторию Пивоварцеву, она преподает в центре культуры учащейся молодежи. Но из-за того, что Маша тогда еще не ходила в школу, нас не взяли. Ведь в центре обучаются только школьники и студенты. Нас пригласили на следующий год, — вспоминает Марина Кислицина.
«Они стоят на сцене и сияют»
Целый год пришлось ждать маленькой Маше заветных занятий пением, и вот наконец-то в сентябре девочка попала в музыкальный класс.
— Проходили 3–4 занятия, и нам сказали, что заниматься мы будем дистанционно из-за коронавируса. А потом и вовсе сообщили, что центр закрывают. Мы были в шоке, — негодует мама девочки.
Так Маша лишилась заветной мечты. По словам Марины Кислициной, ответ на то, почему девочку никуда не берут, лежит на поверхности.
— В особенных детей нужно вкладывать много труда, и не всегда у детей получается то, чего хотят педагоги. По большей части преподаватели хотят заниматься не только со здоровыми детьми, но еще и с талантливыми, — предполагает женщина. — А с нашими детьми можно год заниматься и не увидеть никаких результатов либо всего лишь маленький шажок.
Уникальность центра культуры учащейся молодежи, по мнению Марины Кислициной, в том, что из любого ребенка преподаватели могут сделать артиста, но при этом не стремятся, чтобы особенные ребята пели чистым голосом и показывали невероятные результаты.
— У детей появляется какая-то цель в жизни, они стоят на сцене и сияют, им это нравится. Они общаются с другими детьми и развиваются. Мне очень обидно, что мы шли к этому центру целый год, и тут такой облом, — подытожила она.
В центре занимаются почти 300 детей, среди них — 12 инвалидов
Республиканский центр культуры учащейся молодежи в Стерлитамаке открылся еще в 1964 году по приказу Москвы. Тогда организация называлась — Дом культуры «Юность», и в ней занимались как студенты обучающиеся в городе, так и школьники. Кочевал центр по разным зданиям, а в 1997 году был передан в региональное финансирование.
— В начале нулевых «Юность» преобразовали в Центр развития творчества детей и юношества. Но так и оставался структурной частью системы начального профессионального образования Министерства образования Башкирии. В феврале 2020 года произошла реорганизация путем присоединения к центру культуры учащейся молодежи, — объяснила UFA1.RU директор центра Виктория Пивоварцева.
Также она сообщила, что в центре есть несколько кружков: детский медиацентр для юных блогеров, фотографов и журналистов, образцовый коллектив эстрадно-спортивного танца, вокальный коллектив «Планета детей», творческие объединения «Рукодельница» (вязание) и юный дизайнер.
— Всего в центре занимаются около 285 детей, среди них в вокальном коллективе, где я преподаю, — 11 особенных ребят, у блогеров — 3, в группе вязания — 12, — объяснила Виктория Пивоварцева.
Не хотят финансировать учреждение из-за разных детей
Источник UFA1.RU, хорошо знакомый с данной проблемой, сообщил, что еще в сентябре власти объявили о закрытии центра творчества: якобы представители Министерства просвещения дали указания местному Министерству образования — открыть в Уфе центр для непрерывного повышения квалификации педагогических работников.
— В связи с этим закрывается центр, где занимаются дети с ограниченными возможностями, то есть идет инклюзивное образование. Владимир Путин потребовал выявить до 2022 года центры, где как раз и идет такое образование, и, наоборот, повышать квалификацию преподавателей и помогать развитию таких центров во всех регионах России. А у нас начали закрывать, — негодует собеседник издания.
Также он подчеркнул, что в центр приезжала комиссия из Министерства образования Башкирии, по итогам которой сказали: «Стерлитамак вас не захотел финансировать, а нам нужны эти ставки в Уфу, то есть регион не может содержать центр, а город не хочет взять под свое крыло».
— Стерлитамак не хочет брать, потому что дети в центре занимаются из бюджетных учреждений и коррекционных школ, а регион не хочет брать, потому что здесь муниципальные дети занимаются. Грубо говоря, занимаются разные дети, а ни Министерство образования, ни администрация Стерлитамака не хотят финансировать центр. Детей инвалидов тем временем даже платно нигде не берут, — утверждает источник.
Что говорят в Министерстве образования РБ?
Министр образования Башкирии Айбулат Хажин подчеркнул, что основная деятельность центра в Стерлитамаке — реализация дополнительных общеразвивающих программ для студентов профессиональных образовательных организаций. 18 октября комиссия из ведомства выехала в центр и изучила документы: списочный состав обучающихся, образовательные программы дополнительного образования, журналы учета, организацию образовательного процесса.
— Мы изучили документы республиканского центра культуры учащейся молодежи и приняли решение о преобразовании данного заведения с 1 января 2022 года путем перераспределения ставок между обособленным структурным подразделением и головным учреждением, — объяснил Айбулат Хажин. — Реализация образовательных программ по востребованным направлениям в Стерлитамаке сохранится. Также планируется на базе инфраструктуры центра создать ресурсный центр дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Более конкретно на вопрос о закрытии центра в министерстве не ответили. Но подчеркнули, что на территории Стерлитамака по аналогичным программам дополнительного образования работают 6 муниципальных учреждений допобразования, 4 муниципальных образовательных учреждения культуры, 3 учреждения спорта и некоммерческие организации.
— Данные учреждения готовы зачислить обучающихся на дополнительные общеразвивающие программы с 1 января 2022 года и принять в штат педагогов дополнительного образования, — дополнил Айбулат Хажин.
Что решили в администрации города?
Власти Стерлитамака подчеркнули, что не имеют права принимать решения, поскольку центром творчества руководит Министерство образования Башкирии. Но чиновники также подчеркнули, что если центр все-таки закроют, они предложили перепрофилировать учебное заведение для работы с волонтерами и занятий с юнармейцами города.
— Это позволит увеличить охват молодежи города полезной занятостью, а также будем способствовать развитию данных направлений в нашем городе. При невозможности сохранения учреждения сообщаем, что в Стерлитамаке реализуются бесплатные программы дополнительного образования в 12 учреждениях допобразования, культуры и спорта, в 38 общеобразовательных учреждениях, — заявил заместитель главы администрации Михаил Григорьев.
Проблема, когда права особенных людей ущемляют, возникает в Башкирии не впервые. Например, в Уфе активистки создали центр «Птулей» для особенных людей, в нем дети и пенсионеры занимаются рукоделием безвозмездно. Но городские власти изначально дали центру аварийное здание с еле живыми трубами на окраине города. И теперь создательницам приходится платить за отопление по 200 тысяч рублей каждый месяц, чтобы хоть как-то согреть воспитанников. Сейчас центр сводит концы с концами и пытается достучаться до чиновников. В последний раз в «Птулей» приезжали супруга главы Башкирии Каринэ Хабирова и министр семьи, труда и соцзащиты населения Ленара Иванова.