Год назад из-за пандемии коронавируса школы республики официально перешли на дистанционное обучение — за компьютеры села вся семья. В то утро первый дистант всем казался разовой акцией, которая вызывала неподдельный интерес, как новогоднее поздравление президента РФ. Однако обучение закончилось, почти так и не начавшись, серверы рухнули.
По данным Министерства образования республики, 150 тысяч детей, почти 9 тысяч учителей, 14 муниципалитетов с двенадцати до часа нагружали систему. Тогда глава Башкирии счел эти условия «серьезнейшим вызовом для своей команды» и потребовал решить технические неполадки и разобраться с вариантами обучения в кратчайшие сроки.
И действительно, вскоре вопросы с онлайн-платформами уладили, а школьникам, их родителям и учителям пришлось принять новую реальность.
UFA1.RU поговорил с учителями, родителями и экспертом Высшей школы экономики и выяснил, как дистант сказался на качестве образования в Башкирии, которая в Приволжском федеральном округе и так входит в рейтинг регионов с самым низким уровнем образования.
«Люблю, когда дети организованны»
Не все родители оказались готовы к дистанту. Вот мнения некоторых из них.
— Люблю, когда дети организованны, — нахождение детей дома плохо сказывается на них! Много свободного времени на бестолковое времяпровождение. Есть дети, которым просто необходима очная форма обучения. Ничто не заменит живое общение, — считает Гузель Габдюшева.
— Приходилось работать на основной работе, а также быть и учителем, и репетитором, и куратором для своего ребенка. У нас два школьника и два студента. В самом начале было всё непонятно и не отлажено со стороны школы. Но в процессе выработали свою систему обучения, в ней участвовала вся семья, — говорит многодетная мама Гульнара Фролова.
— Для семьи с детьми начальной школы уроки дома крайне не эффективны. Ребенок не воспринимает родителя в качестве учителя, и не каждый родитель имеет возможность корректно и качественно донести учебный материал, — полагает мама шестиклассника Альбина Ибрагимова.
Как видно, каждый по-своему воспринял новый вынужденный формат обучения. Все за и против оказались делом сугубо индивидуальным. Со временем плюсы и минусы вовсе сравняли счет. К примеру, занятия дома, с одной стороны, это возможность заниматься в собственном темпе в своей зоне комфорта, но вместе с тем некоторых учеников домашняя обстановка не располагает к учебе, а наоборот, демотивирует.
«У родителей стираются рамки рабочего времени учителей»
Поделились мнением и те, кто стоял на передовой дистанта. Как оказалось, удерживать внимание учеников во время внеклассной работы — это еще не самое сложное. Работать многим приходилось почти круглые сутки: внедрять новые методики обучения, постоянно контактировать с родителями и детьми в мессенджерах, словом, быть на коротком поводке.
— На учителей взвалилась огромная нагрузка в двойном размере, так как у родителей стираются рамки рабочего времени учителей: они могли звонить и в 6 утра, и в 10 вечера по вопросам обучения. Также трудность в восприятии информации у детей. Всё же очное обучение позволяет лучше доносить материал и увеличивает возможность индивидуального подхода, — говорит Юлия, учитель средних классов.
— В таком возрасте им нужна социализация! Общение с другими детьми и авторитетное лицо вне дома, а также формирование дисциплины и ответственности, что невозможно восполнить в полном объеме на дистанционном обучении, — считает Анна, классный руководитель в начальных классах.
«Звонок для учителя» — пожалуй, эти слова на удаленке многие учителя вспоминали с теплой грустью. Ведь если бы была возможность продлить детям переменку или отпустить с урока на пять минут раньше и дать порезвиться, они бы так и сделали.
«Просто «говорящая голова»»
Но давайте оставим школьную лирику и перейдем к занимательным цифрам.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования, Башкирия входит в рейтинг регионов с самым низким уровнем образования в Приволжском федеральном округе. Мы занимаем предпоследнее место в этой цепочке.
В ноябре министр образования и науки Башкирии Айбулат Хажин признал, что очное обучение эффективнее дистанционного.
— Ряд наших педагогов используют онлайн-обучение в формате просто «говорящая голова», когда поток информации идет только от учителя к ученикам, и порой невозможно отследить эффективность и качество усвоения учебного процесса, — процитировало слова министра издание «Коммерсант в Уфе».
В доказательство слов Хажин привел в пример результаты всероссийских проверочных работ учеников 10-х классов, результаты которых оказались хуже, чем в прошлом году.
Домашний уют подогревает баллы
Уже начали ругать дистанционку и винить во всем ЗУМ? Не спешите, качество образования в республике сломила далеко не пандемия. Этот вышеупомянутый рейтинг формировался по результатам 2019 года. Выходит, что онлайн-обучение тут ни при чем.
Один из показателей для оценки качества — результаты обучения школьников. Их выносят по итогам ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. А баллы учеников в 2019 и 2020 годах отличаются.
Фраза «а голову ты дома не забыл» приобрела в карантинный период совсем иной смысл. Она как нельзя лучше описывает качественные изменения в сфере образования в республике. По данным Министерства образования и науки республики, которые ведомство предоставило в конце марта по запросу UFA1.RU, по результатам ЕГЭ 2020 года в Башкирии повысились средние баллы по шести учебным предметам по сравнению с результатами 2019 года: русский язык, физика, география, литература, английский и немецкий языки — 68,4. По восьми предметам: математике, географии, информатике, физике, биологии, химии, английскому и немецкому языкам — средние баллы ЕГЭ выше, чем по России.
Балльный скачок, считают эксперты, — далеко не случайность. Прогресс наблюдался на протяжении трех лет. По данным ведомства, в 2018 году количество учеников, сдавших экзамены на 81 и выше баллов, составляло почти 6,5 тысячи человек, в 2019 году — 6,7 тысячи человек, а количество высокобалльников в 2020 году увеличилось еще на тысячу и составило почти 7696 человек.
До заветной соточки в карантинном году добрались 127 учеников, в 2019 году их количество составляло 111 человек.
Вектор образования в республике, как видно, медленно, но верно направляется вверх. В министерстве отметили, что удаленный формат обучения не стал препятствием для мотивированных учеников. Те, кто был нацелен и заинтересован в своем результате, упорно занимались. А вот сказать, что для полноценного обучения не было технического оснащения, не получится. Все необходимые ресурсы для занятий, по словам ведомства, школьникам предоставляли.
Для учителей же, говорят в ведомстве, проводили специальные онлайн-встречи, на которых ознакомили со всеми возможными изменениями на экзаменах, оказали методологическую помощь. На протяжении обучения специалисты министерства проводили консультации для учителей и родителей.
Не торопитесь с выводами
Труднее всего представить, что чувствовали тогда будущие выпускники. Ведь мысли о самых главных экзаменах в школе путались с неизвестностью. Прошел почти год, и сейчас в предвкушении последнего звонка на пороге взрослой жизни стоят другие дети. Они тоже знают, что такое дистант.
В министерстве не делают скоропостижных выводов о непосредственном влиянии пандемии на образование в Республике Башкортостан в целом, потребуется время:
— Уверены, что у детей, замотивированных на получение знаний, умеющих самостоятельно добывать информацию и обладающих навыками самоорганизации, результаты останутся на высоком уровне.
Комментарий эксперта: «70–80% школьников через два-три месяца теряли мотивацию и дисциплину»
По мнению эксперта Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, профессора Института образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, дистанционное образование на разных возрастных группах школьников сказалось по-разному.
— Дети, которые испытывали трудности в коммуникации со сверстниками, достаточно позитивно отнеслись к переходу в дистант. Индивидуальное образование во многом сопровождалось консультированием: учителя школьные, онлайн-репетиторы. Те ребята, для которых сложно было работать в классе, не успевали за темпом работы, наконец перестали испытывать давление, буллинг, насмешки. На самом деле около 15% таких ребят в разных городах. Индивидуальный стиль работы, возможность консультироваться с преподавателями, возможность недорого получить консультацию репетитора, очевидно, способствовало повышению качества образования. Хорошо отнеслись к дистанту и школьники, которые хорошо себе представляли, как они будут продолжать образование, в какие вузы поступят, — говорит эксперт.
Если в выпускном классе мотивации еще хватало, говорит Абанкина, то, когда речь заходит об учащихся ранней школы, можно сказать о значительном падении качества образования.
— Примерно 70–80% школьников через два-три месяца теряли мотивацию и дисциплину. Ребята быстро освоили, что домашнее задание можно выполнить c помощью простой методички «копировать-вставить», списывали друг у друга. Программа у школьников особо не поменялась и, соответственно, дополнительного интереса не проявилось, — считает эксперт.
С точки зрения психологического здоровья учащихся, по словам Абанкиной, наблюдались определенные сбои.
— Дети, не отрываясь, сидели за компьютерами, в четырех стенах, без прогулок. Сохранить баланс без мотивации достаточно тяжело. Хочется подчеркнуть, что в совместной живой работе в классе, конечно, есть энергетическая отдача, а через интернет она не передается, — отмечает профессор.
Абанкина подчеркивает, что не все школьники восприняли дистанционное обучение однозначно.
— Были группы, для которых такая фронтальная работа в классе скорее была обременительной. Эти ребята с позитивом отнеслись к дистанту, — говорит Абанкина. — Хорошо мотивированные дети сумели выстроить свою образовательную траекторию, смогли отсечь, что называется, лишнее и сосредоточились на учебе. Но это все-таки группы по 10–15% человек с каждой стороны. Для большинства школьников, которые просто ждали окончания учебного года, через два-три месяца наступала усталость, желание копировать. У ребят возникали напряжения в психологической обстановке в семье, даже если родители поддерживали. Всё это, несомненно, сказалось на качестве образования в худшую сторону. Улучшений у основной группы, примерно 70–80%, не наблюдалось.
По мнению профессора, для того чтобы удержать ситуацию на прежнем уровне, надо использовать смешанные технологии. Сплошной онлайн имеет в сознании людей статус временной меры, исключительных обстоятельств, которые надо перетерпеть, в которые можно будет вернуться.
— Семьи продемонстрировали готовность использовать часть образовательных технологий при подготовке уроков, домашних заданий, при индивидуальном консультировании, — говорит Ирина Всеволодовна. — Но практически никто из родителей не был готов заменить полностью школьное живое образование на дистанционное. Социализация в школе дает энергетический баланс, а дома накапливается усталость, рассеивается внимание, снижается мотивация и заинтересованность в образовании.
А как вы думаете, повлиял ли дистант на качество образования школьников в Башкирии?