В скором будущем выпускников российских школ ждет еще одно потрясение. К обязательным единым госэкзаменам по русскому языку и математике добавится иностранный язык. Такое нововведение прописано в новых федеральных государственных образовательных стандартах для старшей школы. Сейчас чиновники спорят: нужно ли вводить третий обязательный ЕГЭ как можно скорее или стоит подготовить для этого почву, не сваливая на головы выпускников и их родителей новые проблемы.
Сегодня ЕГЭ по иностранному языку не пользуется у школьников особой популярностью Так, согласно данным Регионального центра обработки информации РБ, в Башкирии в этом году сдавать ЕГЭ по иностранному языку решились лишь 5,3% выпускников, причем речь идет обо всех иностранных языках, а не только только о столь востребованном сегодня английском. Таким образом, такой предмет, как иностранный, по числу желающих доказать на ЕГЭ свои знания оказался среди аутсайдеров, на седьмом месте, обогнав лишь литературу и географию. Что касается России в целом, то и здесь картина не слишком отличается от республиканской: 8,8% школьников и шестое место в рейтинге предметов из девяти возможных.
Снизился и средний балл, показанный одиннадцатиклассниками Башкирии на ЕГЭ по иностранному. Так, если в 2011 году он составил 63,11, то в этом результаты ухудшились на 5,8 балла – до 57,3.
Из 1344 учеников, выбравших ЕГЭ по английскому, 39, или 2,9%, не преодолели минимальный порог. Из 35 немецкоговорящих учеников двое, или 5,7%, не сдали даже добровольно выбранный из списка предмет. Что касается французского языка, то успешно прошли испытание все 10 школьников. При этом в двух муниципальных районах Башкирии желающих сдавать иностранный как ЕГЭ вообще не оказалось, в 17 – ЕГЭ сдавало менее пяти человек. А в целом в более чем половине муниципальных образований Башкирии не нашлось и 10 школьников, готовых проверить свой уровень владения иностранным языком на ЕГЭ. Причем выбирают такой иностранный в качестве ЕГЭ в основном горожане: жители Уфы, Стерлитамака, Салавата, Бирска.
О чем говорят эти данные? ЕГЭ потому и называют единым, что задания одинаковы для всех: и для тех, кто обучался языку у носителей языка и мог ездить на каникулы в языковые школы в ту же Англию, и для ребят из глубинки, где не всегда в школах можно найти учителя по иностранному языку. То есть дети изначально ставятся в неравные условия.
Язык – это прежде всего общения, а не мертвые тексты. Сегодня экзамен по иностранному языку перегружен грамматикой. На ЕГЭ по иностранному языку нужно вводить аудирование, уверена президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени Ломоносова, профессор Светлана Тер-Минасова. Только по письменной работе нельзя судить о знании языка.
«КИМы должны быть составлены не снобистски, исходя из высокого знания профессионалов в этой области, а с учетом нужд и требований потребителя, – считает Светлана Григорьевна. – Те немногие часы, которые у нас были в советских школах, да и сейчас, мы тратили и тратим на изучение грамматики во всем великолепии, особое внимание уделяя редко употребляемым формам. Честно вам скажу – на таком уровне грамматику не знает ни один носитель языка».
Кстати, принимать ЕГЭ по иностранному языку у ребят из районов московские педагоги готовы по скайпу. Такую идею выдвинула, в частности, генеральный директор международного образовательного центра OxfordCrown в Москве Ольга Николаева. При этом о том, чтобы уделять время занятиям языком с сельскими школьниками по тому же скайпу, речь не идет. На вопрос о том, где взять столько специалистов, готовых подготовить всех без исключения российских выпускников к ЕГЭ по иностранному, педагог выдвинула предложение: отправить школьных учителей на стажировку за границу. Вопрос в том, кто от этого выиграет больше: российское образование или языковые школы за рубежом, которые будут обеспечены работой за счет бюджета РФ.
Безусловно, изучение иностранного языка в наших школах необходимо. Английский давно стал языком межнационального общения, который понимают во всех уголках земного шара. Но прежде чем вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку, чиновникам стоит подумать: готова ли система образования обеспечить школьникам высокий уровень обучения по предмету. Ведь прежде чем что-то спрашивать на экзаменах, нужно научить этому в школе, Дополнительные занятия с репетиторами не в счет, поскольку далеко не все родители готовы доплачивать за обязательное образование, которое в нашем стране пока бесплатное.
Фото: Фото с сайта Svit24.net