В Стерлитамаке готовятся к прощанию с народным артистом Башкирии Фаимом Ахмедьяновым, который вместе с женой скончался в страшной автоаварии. На его счету роли в десятке спектаклей и целая россыпь наград: для местного театра потеря может оказаться невосполнимой. Сегодня, 30 марта, вспоминаем лучшие работы Ахмедьянова.
Фаим Ганиевич родился 1 июля 1964 года в деревне Ибраево Ишимбайского района. По словам коллег, его путь в театр получился необычно долгим. Как вспоминает его сокурсник и ныне художественный руководитель театра в Стерлитамаке Ильхам Рахимов, прежде чем поступить в Уфимский госинститут искусств, Ахмедьянов прошел службу в армии, а вернувшись, работал заведующим клубом в родном сельсовете.
— Начинал работать он в сельском Доме культуры, — говорит Рахимов. — Он поздно пришел [в актерскую профессию], учиться начал только в 1991 году.
На тот момент Фаиму Ахмедьянову было 27 лет. Но он, по словам худрука, уже был глубоко влюблен в театр и скоро влюбил его в себя сам.
— Он был веселый, юморной, любил петь, играл на гармошке, записи его песен остались, весь музыкальный был, — рассказывает Ильхам Рахимов.
Сразу же артист начал творческий путь — актером драмы. Как отмечают коллеги, ему доставались разноплановые роли, но со всеми он справлялся блестяще — и в комедии, и в драме, и в трагедии. За все 30 лет карьеры он сыграл более 25 ролей: Гильметдина в «Молодых сердцах», Сенектию в «Калигуле» А. Камю, ветерана Васкова в «А зори здесь тихие…» и многие другие. Все его работы были не только с восторгом приняты зрителями, но и оценены критиками.
Так, уже в 1994 году за Тумана в драме «Забытая молитва» Ахмедьянов удостоился премии «За лучшую мужскую роль» Башдрамтеатра. Этот успех он повторил и в 2001-м, когда играл Жеронта в мольеровском спектакле «Лекарь поневоле».
— Сценическая культура, отточенная актерская техника помогают актеру с достоверностью создавать образы, — писали искусствоведы. — Сильный темперамент, знание тонкостей профессии, хорошая школа актерского мастерства и интеллект помогают актеру быть на высоте.
Сам Ахмедьянов, по словам худрука, особенно отмечал две свои роли. Первая — в трагедии Айдара Хусаинова «Бендебикэ и Еренсэ сэсэн» о легендарной проповеднице, которая выступала за прекращение междоусобиц между башкирскими племенами и казахами. В ней Фаим Ганиевич играл Мамбета Тархана, который прибыл на помощь главной героине, но был взят под стражу.
— Пришел я к вам, чтобы горе не свалилось на вас как камень с горы, чтобы утешить вас. Пускай я в ваших руках, это ясно, но вы же понимаете, что долго так продолжаться не может, — говорил в Ахмедьянов в образе Мамбета.
Вторая его любимая роль — уже в комедии, «На телеге до луны» по мотивам рассказов Василия Шукшина. Здесь артист предстал в образе старика Нечая Захаровича.
— У него было очень много хороших ролей. Не знаю, почему ему именно эти так полюбились, но он постоянно о них вспоминал, — говорит Ильхам Рахимов.
В 2004 году Фаима Ахмедьянова наградили званием заслуженного артиста Башкирии, а год назад, в 2021-м, получил и «народного». Правда, на вручении последней награды он присутствовать не смог, поскольку проходил реабилитацию после перенесенного COVID-19. Вечером 29 марта 2022 года Ахмедьянов вместе с женой ехали на похороны к родственнику, и на трассе их пикап столкнулся с грузовиком. Семейная пара погибла.
У них осталось двое взрослых детей. К слову, дочь Фаима Ахмедьянова отучилась на театроведа, а его сын — студент БашГУ. Его супруга работала преподавателем.
— Семья очень культурная, все поют, играют на инструментах, зять у них — один из братьев-баянистов Юсуповых, — рассказывает Ильхам Рахимов.
Предварительно прощание с артистом планируется на завтра, 31 марта. Однако Ильхам Рахимов признается, что сроки могут быть перенесены — трагедия застала всех врасплох. В самом театре также срочно переделывают программы: без Фаима Ганиевича большую часть репертуара сыграть не представляется возможным.
Редакция UFA1.RU приносит соболезнования родным и близким погибших.