Из-под колес обгоняющего автомобиля вылетает камешек, прилетает в лобовое стекло и оставляет след – скол или трещину. Что делать?
В первую очередь остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. В процессе движения транспортного средства в пределах дороги имеет место ущерб, следовательно, произошло ДТП. Если есть желание возместить ущерб, необходимо вызвать ГАИ и зафиксировать факт ДТП.
Скажу, что ущерб может быть достаточно серьезным, ведь фирменное стекло и его замена у официального дилера влетят в копеечку. О стоимости лобовых стекол дорогих автомобилей вообще лучше не думать: многослойное и жаропоглощающее стекло стоит больших денег.
При составлении бумаг следует обратить внимание, много ли камней на дороге. И самое главное – установлен ли знак «Выброс гравия»?
Если знак имеется, то водитель автомобиля, колеса которого швырнули камешек в лобовое стекло другого автомобиля, виновен в совершении ДТП. За разбитое стекло обязан заплатить он или его страховая компания. А ему самому грозит лишение права управления на срок от года до полутора лет или арест до 15 суток за оставление места ДТП.
Аналогичная ситуация имеет место, если водитель двигался по обочине: он знал и осознавал, что камешки из-под его колес полетят по другим автомобилям, но рискнул, и риск не оправдался. Мой привет обочечникам. За каждое разбитое стекло – минимум 1 год лишения. За один объезд пробки по обочине суммарно можно лет на десять переложить заботу о сохранности вашего водительского удостоверения на органы внутренних дел.
Камень может упасть и с грузового автомобиля, перевозящего щебень, гравий и тому подобное. Водитель грузовика обязан принять меры, чтобы из кузова его автомобиля ничего не сыпалось. Если он пренебрег обязанностями, то ему и платить.
Если камень прилетел в стекло на дороге, где водителя никто не предупредил о возможном выбросе щебня из-под колес его автомобиля, то никаких претензий к нему быть не может. Как указал Верховный суд, с его стороны вообще ДТП нет. Претензии о возмещении ущерба необходимо подавать в организацию, которая обслуживает данный участок дороги.
Существенная оговорка: претензий к водителю не будет, если конструкцией автомобиля предусмотрена установка брызговиков и они – на месте.
Об оформлении ДТП из-за плохого состояния дорог говорилось здесь. Напоминаю, что в осмотре места ДТП должны участвовать представители организации, обслуживающей дорогу, и по результатам осмотра составляется акт.
При данном развитии событий обратите внимание на общее состояние дороги. Например, на ней не должно быть выбоин глубиной более 5 см и площадью более 0,09 м2, а также наплывов глубиной более 5 см и колеи глубиной более 4 см (размеры даны для дорог IV категории, которых у нас большинство). Если перечисленные дефекты имеют место, то за дорогой однозначно не следят. И становится понятным, что камни на дороге – из-за разрушения полотна.
К обочинам имеются аналогичные требования, но здесь существенная деталь: обочины для движения не предназначены. То есть камень на обочине не может вылететь в чье-то стекло, если водители соблюдают ПДД.
Зимой дороги посыпают песко-соляной смесью. Если в эту смесь затесался камешек, то опять же должна платить компания, которая обслуживает дорогу. Но возможны варианты.
Однажды я встретился с особо изощренным способом мести на дороге. Песко-соляная смесь из-за постоянного движения транспорта постепенно скапливается на середине проезжей части. И водителю, который помешал обгону, обгоняющий отомстил: при возврате в свою полосу он нарочно задержался на середине дороги, чтобы отсалютовать камешками обидчику. Умысел в причинении ущерба налицо. Отсюда вывод: при обгоне зимой, когда вы видите посередине проезжей части камешки, не спешите возвращаться в свою полосу.
Лично я при любом обгоне, если есть возможность, завершаю маневр как можно дальше от обгоняемого – перестраховываюсь от полета камешков.
Справедливости ради следует сказать, что оформление подобных ДТП – достаточно сложный и трудоемкий процесс, впрочем, как и любых ДТП. Многие предпочитают, ругнувшись, уехать, а скол на стекле устранить за свой счет – так выходит дешевле, чем беготня с оформлением. Потому возмещение ущерба за сколы и трещины из-за камней особой популярностью не пользуется.
Да и, собственно, я хотел сказать вам немного о другом. Если вы – законопослушный водитель, то есть по обочинам не ездите, на знак «Выброс гравия» снижаете скорость, никому на дороге не мстите, и брызговики на вашем автомобиле на месте, то даже если из-под вашего автомобиля и прилетит кому-нибудь камень в стекло, то это не ваши проблемы. Участником ДТП вы не являетесь.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора