Давно прошли те времена, когда хорошего удара кувалдой по «больному месту» было достаточно, чтобы справиться практически с любой поломкой автомобиля. Но такой нехитрый способ ремонта практикуется и сейчас: импровизированных автосервисов в любом гаражном кооперативе более чем достаточно.
Без работы народные умельцы не сидят: клиентов у них, как ни странно, хватает. Не исключено, что в чем-то они действительно мастера: недавно сосед по парковке, владелец вполне респектабельной иномарки, рекомендовал своего знакомого как непревзойденного профессионала в области ремонта автомобилей. «Он свою «шестерку» по винтикам разбирал», – доказывал водитель. Впрочем, позже выяснилось, что народный умелец всего лишь помог ему поменять резину, после чего благодарный клиент почему-то стал обращаться в настоящие автосервисы.
Вряд ли сегодня автовладельцы смогут по достоинству оценить разбор «жигулей» на винтики. Причин может быть сколько угодно, но факт остается фактом: сегодня все меньше автомобилистов готовы отдать машину на растерзание какому-нибудь дяде Пете. И в то же время все больше водителей спокойно доверяют своих «ласточек» профессионалам. Так чем же дядя Петя хуже сертифицированного специалиста?
Прежде чем разобрать все по косточкам, стоит задуматься над обратным: есть ли в работе народных умельцев хоть какие-то плюсы? Конечно, да! Ровно одно неоспоримое преимущество, которое выражается в цене. Для многих это действительно важный пункт, порой решающий. Но не будем забывать: скупой платит дважды.
Представим себе гараж среднестатистического умельца. Что мы видим? Железобетонную коробку три на пять метров, в которой едва помещается сам умелец наедине с машиной клиента. Последний, кстати, на протяжении нескольких часов вынужден топтаться снаружи.
Вот и первый камень в огород: практически каждый уважающий себя автосервис непременно включает так называемый «chillout», где клиент может в спокойной обстановке выпить кофе, посмотреть телевизор или посидеть в Интернете через Wi-Fi. С одной стороны, это мелочь, не имеющая никакого отношения к качеству работы мастера. С другой – кому захочется часами бездельничать на холоде? Даже это, казалось бы, незначительное отличие добавляет несколько очков в пользу профессионалов.
Стоит обратить внимание на оборудование импровизированного «сервис-центра». Даже самый богатый арсенал любителя будет по всем пунктам уступать техническому оснащению профессиональной мастерской. Здесь все просто: для простого умельца ремонт автомобилей – это в первую очередь шабашка, дополнительный способ подзаработать. Поэтому в большинстве случаев весь спектр работ в гараже дяди Пети выполняется с помощью набора ключей и кувалды. Снятые с одной машины запчасти нередко начинают новую жизнь уже на другом автомобиле. Совместимость деталей, разумеется, достигается с помощью напильника.
Такого, конечно, не увидишь в нормальных автосервисах. Вы можете быть уверены в «нулевости» нужной детали, кроме того, за вами остается выбор: ставить оригинальную запчасть или ее аналог.
Наконец, не каждый доморощенный умелец возьмется ремонтировать добрую половину поломок, которые могут возникнуть в современных автомобилях. Конечно, попытаться-то он может, но не придется ли потом платить в три раза больше официальному автосервису за переделывание работы такого «специалиста»? Сейчас практически каждый производитель разрабатывает новые модели с использованием фирменных технологий. Особенно это касается иномарок: сомнительно, что любитель будет знаком с особенностями тех или иных машин. А уж если ему дать свободу действий – страшно представить, что останется от автомобиля!
Стоит повторить: когда-то разобранные на винтики народным умельцем «жигули» не имеют вообще никакого отношения к его уровню квалификации. Даже если он ту машину потом сумел собрать обратно. Дело в том, что современные машины сами по себе имеют мало общего с теми «жигулями» тридцатилетней давности. Казалось бы, мотор да четыре колеса – что тут еще можно придумать? Но, как мы все знаем, совершенству нет предела, и во многих случаях неквалифицированная попытка «потыкать отверткой» чревата куда более серьезными поломками.
Взять хотя бы электронные блоки управления: да, дядя Петя, может, и не рискнет проводить чип-тюнинг машины. Зато какой-нибудь студент-программист Коля, «прокачавший» отцовскую «Калину», может рискнуть. Но кто сможет гарантировать, что потом не придется прошивать автомобиль заново?
Кстати, о гарантии. Умельцы уверены в том, что делают одолжение заказчику и ремонтируют машины исключительно по
доброте душевной. В итоге они искренне считают, что никому ничего не должны: заказчик имел неосторожность обратиться к ним на свой страх и риск. На все претензии недоуменно разводят руками: мол, владелец сам виноват.
Официальных автосервисов это не касается: любая уважающая себя организация дает гарантию не только на установленные запчасти, но и на все проведенные работы. Прибавим к этому ряд дополнительных услуг, которые не сможет предложить ни один слесарь-любитель и преимущество становится очевидным. Сомнительно, что владелец обычного гаража сможет предложить услугу сезонного хранения шин в полном соответствии с ГОСТом. А «стол заказов» запчастей вообще в этом случае выглядит невозможным.
Все вышеперечисленное можно отнести и к «серым» автосервисам, для которых собственная репутация зачастую не имеет значения, а качество работ оставляет желать лучшего.
За более чем вековую историю автомобилестроения не изменилось, пожалуй, только одно: отношение автовладельцев к своим «ласточкам». Закономерный вопрос: стоит ли отдавать свой автомобиль в непрофессиональные руки в надежде сэкономить тысячу-две рублей? Неквалифицированное вмешательство, как известно, может обернуться куда более крупными расходами. И если относительно импровизированных гаражей вывод напрашивается сам собой, то возникает еще один вопрос: стоит ли переплачивать за работу мастера?
Пока машина на гарантии, автовладельцы особенно не беспокоятся: обслуживание в дилерских автоцентрах обходится не так дорого. Но как только заводская гарантия подходит к концу, ценники ощутимо вырастают. Да так, что поневоле задумаешься: а стоит ли обращаться к «официалам»?
К счастью, есть еще один вариант. Не так давно в Уфе на базе автоцентра Mitsubishi, что на улице Жукова, 34, открылся «Белый сервис» компании «ТрансТехСервис». Здесь проводят сервисное обслуживание автомобилей с истекшим гарантийным сроком по вполне доступным ценам, кроме того, работа «Белого сервиса» ориентирована на поддержку самих дилеров, заинтересованных в увеличении клиентского потока, более полной загрузке сервиса и расширении спектра постгарантийных услуг.
Ценовая политика проекта позволяет владельцам подержанных иномарок перестать обращаться в «серые» мастерские: стоимость работ в «Белом сервисе» сопоставима с теми, что предлагают гаражные СТО, при этом качество на порядок выше. Запчасти и расходные материалы, которые предлагаются клиентам, выпускаются известными производителями, такими как Sachs, Mobil, Febi Bilstein, Textar и SKF. «Белый сервис» принимает на обслуживание автомобили любых зарубежных марок и под девизом «Вперед к цене и качеству!» дает солидную гарантию на запчасти и весь спектр работ. Не правда ли, отличная альтернатива?