Как известно, зачастую после любого ДТП, даже самого незначительного, бывает не так-то просто получить компенсацию от страховой компании. Нередко дело даже доходит до суда: убеждать страховщиков в том, что ты не верблюд, а вполне законопослушный водитель, приходится многим.
Дело в том, что для страховых компаний подобное поведение, как правило, вовсе не связано с жадностью. Причина проста: мошенников сейчас развелось столько, что страховщики предпочитают не рисковать лишний раз деньгами. А там пусть уж автовладелец сам доказывает, что ДТП действительно имело место и произошло оно не по его вине.
Оставим в стороне особенности общения со страховщиками. На дорогах нас поджидает множество разных неприятностей, одна другой неприятнее. Особенно опасны так называемые «кидалы»: те самые мошенники, занимающиеся в лучшем случае инсценировкой аварий, а то и неприкрытыми автоподставами. Именно из-за них получение компенсации за мелкую вмятину на бампере оборачивается хождением по мукам. В их арсенале имеется достаточно способов «развести» ничего не подозревающего автолюбителя на деньги (а если не его лично, то его страховую компанию). Мы же попробуем рассказать о наиболее распространенном из них – «инсценировке».
Конечно, сейчас автоподстав на дорогах стало на порядок меньше, что вовсе не исключает их вероятность. Что характерно, правила дорожного движения практически никак не защищают законопослушных водителей от подобных случаев, и только наличие неопровержимых доказательств, которые не так-то просто достать, может спасти пострадавшего от лишних трат.
Яркий пример: автомобиль остановился на красный свет, перед ним в том же ряду стоит другая машина. Внезапно впереди стоящее авто дает задний ход. Действительно, куда более вероятна схема ДТП, при которой один автомобиль не успевает остановиться перед другим! Показания очевидцев ничего не дают пострадавшему: страховая компания на стороне истинного виновника аварии.
Разбирательство по этому происшествию закончилось торжеством справедливости: столкновение было запечатлено камерой наблюдения, установленной перед входом в некий офис поблизости. Если бы не эта случайность, пострадавшему пришлось бы делать ремонт за свой счет.
Мотивы виновника этой аварии остались неизвестными: возможно, парень лишь недавно получил права и время от времени путал педали и передачи. Впрочем, это не опровергает простого факта: дорожные мошенники существуют и периодически совершают набеги в лучших традициях лихих 90-х.
На «лоха» и зверь бежит
Сценариев, по которым работают «кидалы», немного: чаще всего на дело идут две машины, реже злоумышленники действуют на одной.
Один из ночных вариантов выглядит так: жертва едет в левом ряду, сзади ей начинает нервно мигать дальним светом якобы спешащий по неотложным делам автомобиль, требуя уступить дорогу. Водитель, разумеется, начинает перестраиваться вправо: тут и возникает еще одна машина, до этого висевшая на «хвосте» жертвы с выключенными фарами, оттого и остававшаяся незамеченной. После столкновения спешащее авто спокойно уезжает, а «виновник» ДТП остается оправдываться перед «пострадавшими».
Другой сценарий можно назвать полностью противоположным: одна из машин аферистов изображает «чайника» и медленно ползет по левой полосе, игнорируя намеки будущей жертвы, которая по своей воле начинает моргать фарами, требуя освободить полосу. Устав от уговоров, жертва начинает перестраиваться вправо, где ее уже ждет «пострадавший».
Нередко мошенники орудуют на одной машине. Как вариант, «кидалы» спокойно едут позади «спонсора», поджидая момент, когда последней захочется перестроиться на правую полосу. Своим поведением висящая на хвосте машина показывает, что не против пропустить жертву, но стоит ничего не подозревающему водителю слегка повернуть руль, как автомобиль преследователей резко ускоряется, подставляя левый бок под удар.
Впрочем, злоумышленники далеко не всегда провоцируют столкновения. В ряде случаев им достаточно сделать вид, что ДТП все-таки произошло. Одним из наиболее популярных способов подставить тихо едущего по своим делам водителя является «вымышленная авария». Действуют злоумышленники, как правило, на дорогих иномарках, в качестве жертв выбирают продукцию отечественного автопрома и недорогие иномарки. Ни о чем не подозревающий водитель вдруг замечает, что ему сзади гневно моргает, скажем, «Лексус» или «Бумер». После этого жертве недвусмысленно предлагают притормозить у обочины.
Водитель останавливается, после чего «братки» из «Бумера» предъявляют ему неглубокую вмятину на кузове своей машины и для пущей убедительности удостоверение сотрудника какой-нибудь спецслужбы. За солидные отступные, размер которых зависит лишь от их наглости, мошенники готовы простить «виновника», который эту машину первый раз в жизни видит. Как вариант – «силовик» делает вид, что звонит в ГИБДД, после чего спокойный голос из трубки разъясняет жертве, что камера видеонаблюдения на такой-то улице только что зафиксировала столкновение, поэтому любые доводы о невиновности будут бессмысленными. Нередко перепуганный автомобилист верит «сотрудникам» и соглашается на их условия.
Пожалуй, дальше всех пошли задержанные несколько лет назад московские мошенники. ДТП инсценировалось все по той же схеме, только вместо «корочек» силовых структур суровые ребята в строгих костюмах предъявляли водительские права на имя некоего Романа Ринатовича Нургалиева, после чего объясняли автомобилисту, что он только что грубо подрезал сына министра МВД. После этого злоумышленники также звонили якобы в ГИБДД, а «дежурный» констатировал, что лучше не искать себе приключений, а тихо-мирно заплатить. Запуганная жертва даже не успевала сообразить, что министра зовут вовсе не Ринатом. Позже выяснилось, что удостоверение было поддельным.
Спокойствие, только спокойствие!
Как опознать возможного «кидалу» на трассе? Чаще всего злоумышленников выдают номера – бумажные «транзиты», зарубежные регзнаки или полное их отсутствие. Чаще всего на таких машинах госномера основательно залеплены грязью. Кроме того, следует насторожиться при виде явных следов недавнего ремонта и основательно потертых крыльев. Если столкновение с «кидалами» все же произошло, мошенники, как правило, действуют по схожей схеме. Чаще всего на разбор ДТП выходит не водитель, а пассажиры «пострадавшей» машины, которые сразу же начинают требовать расплатиться на месте вместо вызова ГИБДД. В любом случае сохраняйте спокойствие, зачастую «спектакль» рассчитан на запугивание жертвы. Не обращайте внимания на угрозы, закройтесь в машине и вызывайте ГИБДД самостоятельно: бывали случаи, когда «потерпевшие» приглашали «своих» инспекторов. Последние прямым текстом требовали от «спонсора» расплатиться на месте: мол, страховая компания тут все равно не поможет. Ищите свидетелей, требуйте составления протокола, не покидайте место ДТП и не отъезжайте к обочине, чтобы «спокойно рассмотреть повреждения». От предложений «договориться» или доехать до автосервиса для оценки ущерба лучше отказываться: поцарапанный бампер «пострадавшие», скорее всего, оценят в круглую сумму, а «эксперт» в сервисе может оказаться их подельником.
Новые автомобили, как и старые «ведра», для автоподстав никто использовать не будет, поэтому чаще всего аферисты колесят на видавших виды иномарках премиум-брендов, которые солидно выглядят, несмотря на низкую цену.
В группе риска, как правило, могут оказаться владельцы новых отечественных машин и иномарок среднего класса. Старые «шестерки» и «москвичи», как и дорогие иномарки, мошенники обычно не трогают: в первом случае «спонсор», скорее всего, не сможет откупиться на месте, во втором высока вероятность того, что «развод» обернется проблемами для самих «пострадавших».
Начинающие водители – особенно лакомый кусочек для мошенников, тем более что опознать «чайника» на дороге не составляет труда, достаточно посмотреть на заднее стекло машины.
Есть мнение, что «кидалы» предпочитают объезжать стороной наглухо тонированные автомобили: сквозь тонировку не видно, сколько человек сидит в машине. К тому же, «группа поддержки» жертвы мошенникам ни к чему.
Единого рецепта, как уберечься от ненужных проблем, не существует. Можно лишь посоветовать быть особенно внимательными в тех местах, где вождение требует повышенной аккуратности: на круговых развязках, выездах с второстепенных дорог. Хотя практика показывает, что подставить могут и на прямой трассе.