Все мы заботимся о своем транспортном средстве и стремимся оснастить его качественными и высокотехнологичными шинами и дисками. Выбирая колеса, каждый обращает внимание на качество, страну изготовления, производителя, отдавая предпочтение только самым лучшим и надежным. Однако мало кто из автомобилистов задумывается о том, что вопрос хранения сменных колес не менее важен, чем их наличие и сезонная замена.
Если вы спросите своих знакомых о том, где они хранят второй комплект колес, то услышите самые разные ответы. Кто-то отводит им добрую половину квартирного балкона, другие хранят в сыром подвале своей дачи, третьи перекладывают груз проблем на плечи автосервисов с услугой сезонного хранения шин.
Минусы первых двух методов очевидны: огромные перепады температур в гаражах и на балконах разрушают структуру шин. Внешне колеса остаются без изменений, однако молекулярная формула ощутимо меняется. Это пагубно влияет на сцепные свойства и увеличивает износ. Плюс только один – отсутствие финансовых затрат. Третий способ сезонного хранения оптимален, но он предполагает финансовые расходы. О том, за что мы в данном случае платим деньги, и пойдет ниже речь.
Чтобы не казаться предвзятыми, наши исследования начались со штудирования электронного справочника «ДубльГИС». На запрос «Автошины/Диски» он выдал 63 организации: довольно большое поле для деятельности. Увы, несколько часов, потраченных на телефонные звонки, сузили круг исследуемых организаций до пяти.
Для многих автосервисов в нашем городе данная услуга оказалась экзотичной. Это очевидно, ведь далеко не многие готовы доверить свои колеса третьим лицам, да и к тому же за круглую сумму. В то же время для многих автомобилистов это единственный способ решить злополучную проблему.
Технологию хранения шин и колес в сборе регулирует специально разработанный ГОСТ, который включает несколько правил:
Шины не должны храниться при температуре выше +25°C. Оптимальным является хранение шин в темном месте при температуре около +15°C. Свойства резины могут измениться, если они хранятся при температуре выше +25°C или ниже 0°C;
При хранении шин следует избегать высокой влажности;
Шины должны быть защищены от попадания прямых солнечных лучей, а также от интенсивного искусственного освещения, особенно с высокой ультрафиолетовой составляющей;
На складе не допускается никакого оборудования, выделяющего озон, такого как флуоресцентные или ртутные лампы, высоковольтное электрооборудование, электродвигатели или любое другое электрооборудование, которое может создать искру или утечку электроэнергии;
Шины, снятые с дисков, должны храниться в вертикальном положении, то есть без воздействия на них каких-либо внешних нагрузок. Допускается хранение в стопке колес в сборе;
При длительном хранении рекомендуется использовать специальные консервирующие средства.
Первоначально наша идея была такова: мы хотели составить стоп-лист по основным критериям ГОСТа и по пятибалльной системе выявить победителя. Но осуществить идею оказалось крайне сложно. Наши визиты в «шинные отели» зачастую не приводили ни к чему, доступ на склады хранения был затруднен в силу их удаленного нахождения, у многих помещения просто не готовы к сезону. Поэтому мы стали полагаться на наши ощущения и бесхитростные ответы сотрудников. Как показала практика, о ГОСТе практически никто не знает, поэтому разговор везде был откровенным и содержательным.
Итак, как же на деле справляются уфимские сервисные центры с оказанием услуг «шинного отеля»?
Каждый автомобилист должен знать, что:
1. Шины и колеса в сборе рекомендуется хранить в закрытом отдельном помещении, защищенном от солнечных лучей, озона, минеральных масел, смазочных материалов, органических растворителей, нефтепродуктов, кислот и щелочей. Также они не должны соприкасаться с медью и другими коррозирующими веществами.
2. Не рекомендуется хранить шины на расстоянии ближе одного метра от отопительных приборов.
3. При хранении шин допускается колебание температуры воздуха от -30 до +35 градусов. Рекомендуемая температура – +5°C при относительной влажности 50-80%.
4. Не рекомендуется проветривать помещение, где хранятся шины и колеса в сборе, во время грозы и в течение двух-трех часов после нее. Это связано с резким увеличением содержания озона в воздухе.
5. Шины без дисков рекомендуется хранить в вертикальном положении и переворачивать каждый месяц, чтобы избежать деформации. Колеса в сборе необходимо хранить в стопке или подвешивать за диск.
6. Давление воздуха в шинах рекомендуется снизить до половины от нормативного уровня.
Первой точкой в нашем обзоре оказался шинный центр «Горст». На сайте компании подробно описана процедура хранения, которая предусматривает предварительную мойку и сушку колес, а также обработку всего комплекта специальным раствором для длительного хранения. Звучит неплохо, проверим на деле.
Не успев войти в торговый зал, мы попали во внимание сразу двух консультантов, что не могло не порадовать. Нам рассказали, что комплект колес будет храниться стопкой (что является недопустимым для шин без дисков), а на вопрос о предварительной мойке и использовании специальных средств консультант твердо сказал: «Нет, мы их упакуем в пакеты и отправим на склад». Воодушевляет, что храниться шины будут бок о бок с новой продукцией, а это значит, что помимо должной охраны будут учтены необходимые требования по соблюдению температурного режима и уровня влажности.
Бытует мнение, что хранить шины в пакетах – дело неправильное. Ряд экспертов считают, что к окончанию сезона хранения в пакетах скапливается конденсат, что также влияет на долговечность шин. Поэтому, если и хранить шины в пакетах, то только в вакуумных, откуда выкачивается воздух, благодаря чему вероятность появления конденсата отпадает.
Следующим местом, куда мы обратились, стал «ШинСервис». Нам также предложили упаковать шины в пакеты без каких-либо дополнительных процедур. Удивила стоимость хранения комплекта: чтобы отдать на хранение четыре колеса на полгода, вам придется отстегнуть чуть больше 10 тысяч кровно заработанных. Для сравнения: в Москве и Санкт-Петербурге средняя цена за полугодовое хранение составляет три тысячи рублей с полным комплексом услуг.
В два раза дешевле нам предложили воспользоваться данной услугой в шинном центре «АвтоДом». Однако технология хранения соблюдена по аналогии с предыдущими местами: колеса будут храниться в пакетах без какой-либо обработки. Порадовало, что шинам тут отведено место на стеллажах в горизонтальном положении, что вполне оптимально для шин, снятых с дисков.
Очередная наша остановка была в торгово-сервисном центре «Авто-Уфа». Отчаявшись, задаем вопрос: «Колеса будут храниться в пакетах?», на что консультант ответил: «Ни в коем случае! После предварительной мойки и сушки снятые с дисков шины будут помещены на стеллаж в горизонтальном положении, а колеса в сборе – в стопку».
Стоит отметить, что немаловажной будет процедура предварительной очистки колес. При долговременном хранении оставшаяся грязь плохо влияет как на свойства самих шин, так и на состояние дисков.
В процессе работы у нас возникла идея позвонить в официальные дилерские центры и узнать, оказывают ли они услугу сезонного хранения шин. Уверенное «да» нам сказали в ТТС и отправили в свое подразделение «Белый Сервис». К делу там относятся серьезно. Кстати, единственное место, где нам сами рассказали о существовании ГОСТа и заверили, что помещение для сезонного хранения шин полностью ему соответствует. Там колеса будут храниться должным образом в складском комплексе с регулируемой температурой и уровнем влажности. Также нам пообещали контролировать рекомендуемое давление в шинах (1,5 атм.).
В итоге мы видим, что рынок предоставления услуги сезонного хранения шин в нашем городе крайне беден. Выявить стопроцентного победителя наших исследований оказалось крайне сложно. Низкой стоимостью хранения бьет наповал компания «Горст» – магазин «Континенталь», чуть выше стоимость хранения у торгово-сервисного центра «Авто-Уфа», золотая середина у «Белого сервиса»: специалисты здесь самые обученные, к тому же репутация компании «ТТС» обязывает все делать на высшем уровне.
По большому счету, в Уфе нет ни одной организации, которая специализированно предоставляет услуги «шинного отеля». Но, тем не менее, есть те, кому по плечам взять груз ответственности за ваши колеса. Хранить «обувь» по старинке на даче или же доверить это специалистам – решать только вам.
Артур ИДРИСОВ
Фото: Фото с сайта Shina-mobile.ru