Еще недавно обычный маршрут Юрия Субоча проходил практически через весь город: от кольца на улице Пушкина до кольца перед стадионом Гастелло. Всего за пару рублей можно было не просто прокатиться на «экскурсионном» трамвае, но и узнать последние новости, курсы валют, прогноз погоды, а также получить массу ценных советов. Сейчас, после того как трамвайная сеть Уфы окончательно разделилась на две части, Юрий проводит свои экскурсии на севере столицы: Татра, которой он управляет, колесит теперь уже только по Черниковке.
Корреспондент и оператор сайта 102km.ru отправились вместе с самым удивительным (без преувеличения) водителем трамвая в один из рейсов. Поездка началась с маршрутной «газели», пропустившей Татру на выезде с кольца: газелист заулыбался при виде патлатого водителя в соломенной шляпе.
«Следующая остановка – Мя-а-а-а-сокомбинат!» – раздается из динамиков. После этого Юрий Субоч подробно рассказывает, где лучше выйти и куда свернуть, чтобы добраться, скажем, в ГИБДД Калининского района или на рынок стройматериалов.
От неожиданности некоторые пассажиры расплываются в улыбке, другие еще кое-как сдерживаются: не каждый день вместо привычной записи с названием остановки на весь трамвай раздается что-нибудь вроде: «За бортом нашего лайнера +11 градусов».
«Фирменная» манера Юрия возникла не на пустом месте: пассажиры сами подсказали идею.
– Постоянно спрашивали, как туда-то добраться, – рассказывает Юрий Субоч. – Ну я и объяснял, как удобнее и быстрее доехать. Так и повелось: вместо того чтобы каждому объяснять, я рассказываю всем. Стандартные «объявлялки» мне не нравятся, ну что это такое: тукталыш да тукталыш. Остановку назовет по-правильному и молчит, что надо – не скажет. А тут живое звучание, это же прекрасно!
– Как публика реагирует?
– Кто смеется, кто говорит «Правильно!», а кто – «Делать тебе нечего!». По-разному. В основном улыбаются, говорят «спасибо». Иногда рассказывают, будто я анекдоты травлю и песни распеваю. Ничего подобного: мне тут не до анекдотов. Наверное, молва народная, как всегда, все уже приукрасила.
– А руководство? «Самодеятельностью» не возмущается?
– А что руководство? Им главное, чтоб работал. Правда, иногда говорят: ты, мол, не должен болтать во время движения, то да се. Но меня же это от дороги не отвлекает. Кондукторы, правда, иногда жалуются, что я им спать мешаю.
– На радио работать не приглашали?
– Приглашали. Точнее, советовали: пассажиры частенько говорят, мол, талант пропадает. Но там своя специфика, а здесь контакт уже налажен, реакцию сразу замечаешь.
– А гидом?
– Хм. Ну выучился я в свое время на массовика-затейника. Ну пошел бы я работать гидом – трамваи пришлось бы забросить. Совмещать такие вещи не получится.
– Почему вы выбрали для себя именно профессию водителя трамвая?
– Мне в детстве интересно было, что это пищит в трамвае. Когда уже пошел учиться, узнал, что это зуммер, который подает сигнал, когда нет напряжения в сети. Было это в еще в 1973 году, с тех пор я и работаю водителем. Сейчас уже можно сказать, что это призвание. По субботам в Чишминский район езжу, в деревне дискотеки провожу для молодежи.
– Помнится, проезжая по улице Зорге, вы всегда объявляли курсы валют. Где вы черпаете материалы для своих «выступлений»? Вы заранее планируете, что именно нужно рассказать на той или иной остановке?
– Оттуда же, откуда и все: газеты, радио, телевидение. А курсы валют никуда не делись, я их до сих пор объявляю. Как и температуру «за бортом нашего лайнера», и отсчет дней до Нового года, и ближайшие праздники, и многое другое. Ничего не планирую, если у меня есть какая-то новая информация, я ее озвучиваю. Бывает, что пассажиры меня поправляют: мол, тут пересадки нет, а там что-то и вовсе закрылось. Такие замечания я принимаю к сведению.
– По Черниковке ездить не скучно? Отсюда людей же практически некуда отправлять.
–Как это некуда? Зря вы это! В центр города, с пересадками, спасибо нашему мэру. Люди есть, план привозим. Правда, двойниками сейчас уже не ездим.
– Что на дороге вас больше всего раздражает?
– Другие водители нас как будто не замечают. Совсем не боятся (Смеется)! Спрашиваю одного: зачем здесь встал? Он мне: не увидел. Как можно трамвай не увидеть? По ПДД у меня преимущество, в ГАИ сказали: можешь смело таранить. Если бы разрешили, я бы, может, вообще бы ногу с педали не снимал.
– Такая работа, наверное, не обходится без «внештатных ситуаций»...
– Да, не обходится. Бывали сходы, когда первый вагон идет прямо, а второй, скажем, налево. Такое случается, когда стрелка соскакивает. Приходилось аварийную машину вызывать, вагон поднимали и ставили на место. А что касается людей... Когда еще по проспекту Октября ездил, как-то выскочил один, газовым баллончиком брызнул. Просто человек неадекватный попался – не понравилось ему там, может, что-то. В другой раз выхожу, чтобы стрелку перевести – еще один направился к выходу. Слово за слово, он мне: «Да ты... да я тебя...» Поставил его, в общем, на место. Правда, пришлось ему зуб сломать для этого. Никуда он потом не жаловался, понял, наверное, что сам не прав. А буквально позавчера подъезжаю уже к депо, подбегает один: «Я, – говорит, – хочу с тобой сфотографироваться». Я ему: «Почему?» «Мне, – говорит, – 13 лет было, я с тобой ездил. Ты, – говорит, – с тех пор вообще не изменился, все такой же, елки-палки». «Ну, ладно, – говорю, – фоткайся, жалко, что ли».
– Последователи есть у вас?
– Чего нет, того нет. Наверное, другим водителям трудно так работать: постоянно говорить, говорить... Им легче просто молчать, чем перед каждой остановкой толкать речь. А может быть, им это вообще неинтересно.
С таким водителем в Черниковке практически невозможно ни заблудиться, ни заскучать. Подробные инструкции («На этой станции всегда свежее пиво, потому что пивзавод – справа»), чередующиеся с житейскими советами («Трамвай обходите спереди, автобус и троллейбус – сзади, а «запорожец» – стороной») и полезной информацией (уже не раз упомянутая «Температура воздуха за бортом нашего лайнера»), превращают нудную поездку в приключение. Кто знает, может быть, хотя бы из-за таких экскурсий не стоило убирать рельсы с проспекта Октября?
Фото: Фото автора, видео Дмитрия ЯНЧЕНКО