ќбычно такими куклами играют девочки, но иногда интерес к ним про€вл€ют и мальчики
ќбычно такими куклами играют девочки, но иногда интерес к ним про€вл€ют и мальчики

ƒевочки играют куклами, а мальчики — машинками — это воспринимаетс€ как норма. Ќо иногда дочери представл€ют себ€ водител€ми самосвалов, а сыновь€ — н€н€ми дл€ пупсов или хот€т накраситьс€ мамиными тен€ми. Ќормально ли это и стоит ли отбирать у детей «гендерно неподход€щие» им игрушки, 59.RU узнал у детского психолога центра доктора ¬агина ћарии Ўапошниковой.

— ¬ обществе игрушки часто дел€т на те, что подход€т дл€ мальчиков и дл€ девочек. —читаетс€, что мальчикам следует играть машинками, собирать конструкторы, а девочкам — в куклы, посуду. ќткуда вз€лось такое разделение?

— ƒавайте ещЄ раз проанализируем классический набор чисто девичьих и чисто мальчишечьих игрушек. »грушки дл€ девочек — это посудка и куколки, принцессы и домики. ќни предлагают девочке будущую гендерную роль — «сидеть дома, варить кашу и н€нчитьс€ с детьми». »грушки дл€ мальчиков — машинки, самолеты, корабли, конструкторы, оружие, солдатики, пираты, супергерои. ќни предлагают ребенку другой гендерный набор: осваивать и исследовать мир, делать открыти€, быть активными, искать приключени€, защищать и уметь защищатьс€, конструировать и создавать что-то новое. Ќабор у мальчиков получаетс€ как-то поинтереснее.

ќткуда идЄт этот стереотип? ƒумаю, что т€нетс€ со времЄн патриархата и гендерного неравенства: мужчина может все, женщина должна сидеть дома и заниматьс€ хоз€йством.

—праведливо ли это дл€ современного мира? ƒумаю, нет. ∆енщины получают технические специальности, занимаютс€ наукой, вод€т машины, летают в космос. ћужчины шьют одежду, занимаютс€ педагогикой, дизайном, станов€тс€ шеф-поварами, сид€т дома с детьми. ¬ современном мире разделение игрушек на чисто девичьи и чисто мальчишечьи так же неуместно, как разделение профессий на женские и мужские.

ѕсихолог ћари€ Ўапошникова считает, что разрешать ребенку играть только «гендерно подход€щими» дл€ него игрушками — несправедливо
ѕсихолог ћари€ Ўапошникова считает, что разрешать ребенку играть только «гендерно подход€щими» дл€ него игрушками — несправедливо

— ѕравда ли, что при игре в игрушки «дл€ мальчиков» развиваютс€ мужские качества, а в «игрушки дл€ девочек» — женские?

— —ами по себе игрушки качества женственности-мужественности не развивают. ∆енственность и мужественность усваиваютс€ ребЄнком через подражание близким люд€м и присвоение тех гендерных социальных ролей, которые им предлагает общество. «“ы девочка, ты как мама. ƒевочки нос€т красивые плать€, люб€т нар€жатьс€ и играть куклами», — говор€т взрослые ребЄнку.

 онечно, обычный ребЄнок психологически будет идентифицироватьс€ с родителем своего пола: девочка — подражать маме, мальчик — папе. Ќо в быту роли перемешиваютс€. ћама водит машину и вбивает гвоздь. ѕапа мен€ет подгузник младенцу, готовит обед и моет посуду. ѕочему бы его сыну, который закономерно подражает отцу, не повтор€ть эти же действи€ в игре?

— »ногда дети выбирают те игрушки, которые им «не положены». ћальчики играют в куклы, а девочки катают самосвалы. ѕочему так происходит?

— »гра дл€ ребЄнка дошкольного возраста — основной вид де€тельности. „ерез игру ребЄнок осваивает мир, изучает свойства предметов, подражает действи€м взрослых, пример€ет на себ€ различные социальные роли. ≈му интересно и любопытно все. —егодн€ он хочет играть самосвалом, завтра куклой, послезавтра делает химические опыты.

¬озможно, мальчику, играющему с куклами, сегодн€ интереснее тема про людей и про человеческие взаимоотношени€. ƒевочке, играющей с машинкой, сегодн€ интереснее техника. «автра интерес может изменитьс€. Ќо может и остатьс€. Ќичего в этом страшного нет.

»гра — основной вид де€тельности дошкольника. Ќормально, если он будет экспериментировать и пробовать что-то новое
»гра — основной вид де€тельности дошкольника. Ќормально, если он будет экспериментировать и пробовать что-то новое

— ¬редно ли мальчикам играть в куклы? ћожет ли это сделать их чрезмерно женственными, стать предпосылкой дл€ нетрадиционной ориентации? ћогут ли девочки, игра€ машинками, превратитьс€ в «пацанок»?

— Ќикакой закономерной св€зи между выбором ребЄнком игрушки и его будущей сексуальной ориентацией наукой до сих пор не обнаружено.

ћы же не подозреваем ростки зоофилии в ребЄнке, играющем плюшевым мишкой.

–ебЄнок может представить себ€ роботом, собачкой, деревом, снежинкой. –ебЄнок может вообразить себ€ человеком противоположного пола. » это все будет игра, котора€ несЄт в себе функцию осмыслени€ этого мира.

ћало того, если же все-таки человек предрасположен к нетрадиционной сексуальной ориентации, никакие запреты не измен€т его, но легко сделают несчастным. «апрещать и осуждать подобные игры бессмысленно, а порой и опасно дл€ психики ребЄнка.

«≈сли мальчик играет куклой, значит, это игрушка дл€ мальчика», — считает психолог
«≈сли мальчик играет куклой, значит, это игрушка дл€ мальчика», — считает психолог

— —тоит ли маме переживать, если сын пытаетс€ играть ее косметикой?

— ≈сли косметика дорога€, то переживать стоит, конечно. ЌедЄшево будет обновл€ть косметичку. „то касаетс€ детей, то обычно за таким интересом скрываетс€ любопытство и здорова€ страсть к экспериментам. ≈сли не ругатьс€, а позволить пару раз ради смеха накрасить себе губы-глаза «как девочка», то, скорее всего, интерес вскоре исс€кнет. “о, что дозволено как эксперимент, быстро насыщает интерес и становитс€ неактуальным.

— „то делать родител€м, если их сыновь€ играют игрушками «дл€ девочек», а дочери — «игрушками дл€ мальчиков»? Ќужно ли что-то предпринимать?

— ≈сли девочка играет машинкой — значит, это и есть игрушка дл€ девочки. ≈сли мальчик играет куклой — значит, это игрушка дл€ мальчика. „то делать родител€м? ѕро€вить интерес к содержанию игры, поиграть вместе. Ќо ни в коем случае не стыдить!

¬озможно, девочка при большой любви к технике в будущем откроет свой автосалон, а мальчик при гуманитарной направленности станет выдающимс€ педагогом или врачом.