Авто инструкция Зимний треш: о заносах наглядно

Зимний треш: о заносах наглядно

Занос, как пожар, всегда застает врасплох и опасен своей хаотичностью

В сети распространено мнение, что на склонность автомобиля к заносу в первую очередь влияет тип привода

«Третий мах не ловится», — говорят автогонщики про занос, а сотрудники ГИБДД обычно пишут «не справился с управлением», возлагая на «заносчивого» водителя всю ответственность. Занос, как пожар, всегда застает врасплох.

Чем опасен

Занос — это срыв с траектории задней оси автомобиля, при котором он начинает вращаться и в конечном итоге становится буквально поперек дороги. А иногда и задом наперед.

Занос опасен своей хаотичностью: спрогнозировать поведение автомобиля как правило не удается ни самому водителю, ни тем, кто едет поблизости. Автомобиль в заносе — что шар для боулинга, которым нередко выбивают страйк.

В сети распространено мнение, что на склонность автомобиля к заносу в первую очередь влияет тип привода: дескать, заднеприводные автомобили склонны к заносу, переднеприводные — к сносу. Это верно лишь отчасти, когда мы говорим о силовом скольжении под избыточной тягой. Например, водитель «жигулей» на плохонькой резине чересчур газует в скользком повороте — занос вполне вероятен. Правда, силовой занос в целом проще контролировать, и куда опаснее другой сценарий, когда автомобиль срывается в занос, казалось бы, на ровном месте. При определенных условиях склонность к подобному заносу имеют почти все автомобили: большее значение здесь имеют настройки подвески, развесовка, баланс тормозов, тип шин и давление в них и т. д.

Почему возникает

На безопасной, но скользкой площадке попробуйте пораскачивать автомобиль рулем влево-вправо. Даже на ровном газу через пару таких провокаций корма машины, вполне вероятно, начнет уплывать (при отключенной ESP).

Занос возникает, когда сцепление задних колес по каким-то причинам оказывается ниже, чем передних, и присутствуют некие дестабилизирующие факторы: центробежная сила (в повороте), разнородное покрытие, знакопеременные виражи...

Если не углубляться в дебри физики, то развитию заноса способствуют три фактора: чрезмерная скорость, резкость маневрирования и неоднородное покрытие. Ниже мы покажем, что это значит на практике.

Чем страшен обгон

Обгон и так-то маневр опасный, а зимой — вдвойне. Типичный пример на видео: накатывающая встречка вынуждает водителя разгоняться сверх меры, а затем резко тормозить перед возвратом в свой ряд. А это — идеальные условия для развития заноса даже у машин, которые в целом к нему не склонны. Разгруженные торможением задние колеса теряют хватку, а усугубляет ситуацию знакопеременная переставка: то влево, то вправо...

Чрезмерный энтузиазм при перестроении в соседнюю полосу зимой провоцирует заносы и без торможений: резкое верчение рулем вкупе с неоднородным покрытием выводят автомобиль из равновесия.

Следует запомнить, что резкие переставки, которые вам прощала летняя езда, зимой могут привести к дестабилизации автомобиля, а во время обгона у водителя обычно нет времени отвлекаться на такую «мелочь», как начавшееся легкое скольжение. Он игнорирует его, пока не становится слишком поздно.

Отнеситесь к зимним обгонам с подобающим уважением и старайтесь выполнять их плавно и на разумных скоростях.

Обочина, колейность

В нештатной ситуации вполне разумно уворачиваться на обочину — это сидит в подкорке водителя. Но рыхлое покрытие обладает плохим сцеплением и повышенным сопротивлением, поэтому при резком уходе на обочину занос весьма вероятен даже летом, а зимой почти неизбежен.

Зимой эффект обочины может провоцировать накат и колейность: образующиеся на дороге продольные «рельсы» обладают поразительной способностью выводить машину из равновесия.

Особенности шасси

Реакции каждого автомобиля индивидуальны. Скажем, заднеприводные и некоторые полноприводные автомобили уходят в занос под избыточной тягой, хотя этот процесс более контролируемый, чем, например, спонтанный занос на лосиной переставке.

Иногда шасси автомобиля в силу архаичности или наоборот стремления придать ему остроту имеет врожденную склонность к заносу. Например, как-то на тесте «УАЗ-Патриот» попугал нас внезапными и необязательными заносами, а у Lada Vesta врожденная склонность к оным оправдывается наличием системы стабилизации в базе.

В идеале водитель должен знать повадки своего автомобиля. Занос хорошо ловится, когда водитель его предчувствует и действует на опережение.

Как побороть занос

Тема стара как мир, поэтому не буду елозить по накатанной колее. Вы и сами знаете — руль в сторону заноса... Добавлю лишь несколько ремарок.

Совет «руль в сторону заноса» несложен к исполнению, потому что это рефлекторная реакция. Если корму машины утаскивает влево, изнутри вам будет казаться, что она чересчур сильно поворачивает вправо, поэтому вы вполне естественно крутанете руль в сторону заноса (то бишь влево).

Однако это не панацея, ибо в большинстве случаев вы не погасите занос, а лишь переведете его в другую сторону, а в следующей итерации спровоцируется тот самый «третий мах», который не ловится даже опытными гонщиками — амплитуда заноса нарастает с каждым тактом.

Поэтому важное правило «ловли» заноса — повернуть руль в нужную сторону, а потом своевременно вернуть руль в нулевое положение. Фактически, занос нужно подсечь быстрым, но плавным движением руля, после чего вернуть баранку в «ноль». Научиться этому можно лишь на практике в безопасном месте, и я не буду отнимать хлеб у контраварийщиков.

Вторая распространенная ошибка — позднее распознавание заноса. Как правило он начинается с малозаметного «дрифта» задней оси, который опытный водитель чувствует вестибулярным аппаратом и пресекает в зачатке. Неопытный реагирует, когда машина уже почти поперек дороги, из-за чего ему не хватает ни скорости руления, ни точности, чтобы стабилизировать автомобиль. Чем раньше приняты контрмеры — тем проще отловить машину. Развивайте в себе чувствительность: зимние скольжения нужно распознавать в первые же доли секунды.

Помимо работы рулем во время заноса важно не забывать про педаль газа, причем алгоритм будет зависеть от типа привода. Но если отвлечься от нюансов, то при заносе нежелательно ни резко бросать газ, ни резко его добавлять (последнее особенно важно на заднеприводных авто). В первом приближении нужно ехать на ровном газу. В остальном работа газом определяется индивидуальными особенностями данной модели, и отрабатывается на практике: на переднем приводе обычно правильнее поддать газу, на заднем — сбросить, но не до конца (иначе возможна блокировка колес тормозным моментом двигателя).

Как застраховаться от заноса

  1. Использовать шины по сезону. Низкое сцепление колес с дорогой провоцирует скольжение автомобиля, в том числе и заносы. Машина может выкинуть опасный финт на смешных скоростях, от которых не ждешь ничего дурного.

  2. Следить за скоростью. Первопричина большинства заносов в реальной жизни — чересчур быстрая езда, которая создает спрос на резкие торможения и маневры. Иногда все теории идут прахом, потому что скорость велика для любых контрмер.

  3. Самое надежное — купить автомобиль с системой стабилизации (ESP). Пресечение заносов — главная функция систем стабилизации, которые сделают за водителя всю ювелирную работу. Переоценивать их могущество не стоит: при слишком быстрой езде даже полное затормаживание отдельных колес, бывает, не способно погасить негативное скольжение. Однако с рутинными заносами современные ESP справляются почти безупречно.

PS: заносы представляют угрозу даже в теплое время года — страшная авария случилась 12 сентября в Челябинской области. Завершая обгон на значительной скорости водитель Subaru зацепил обочину, и автомобиль сорвало в глубокий занос.

Артём Краснов
Фото: Видео с сайта Youtube.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем