ƒовери€ к электронным базам данных в –оссии пока нет
ƒовери€ к электронным базам данных в –оссии пока нет

¬ыдавать электронные ѕ“— начали еще в конце прошлого года, правда, в тестовом режиме: первым его получил Renault Kaptur. ћасштабный переход планировалс€ с 1 июл€ 2018 года, правда, без лишнего принуждени€.  лиенты-частники в течение года все равно могли оформить бумажную версию паспорта, котора€ сохран€ла актуальность до истечени€ срока действи€. Ќововведение больше касалось продавцов новых автомобилей и частников-импортеров.

ћы несколько раз обращались в √»Ѕƒƒ с просьбой уточнить пор€док выдачи электронных паспортов с 1 июл€, но каждый раз получали размытый ответ: активные работы начнутс€ после получени€ приказа, которого нет. ѕо данным сайта «јвторевю», переход в самом деле отложен почти на год, до 10 июн€ 2019 года.

ѕоддерживате ли вы идею перехода на электронные ѕ“—?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, в XXI веке живем
  • Ќет, не дл€ –оссии
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

” электронных ѕ“— есть несколько важных преимуществ, и экономи€ на бланках, которую вып€чивают чиновники, — не главное. ¬ажнее, что электронный ѕ“— хранит почти всю «историю болезни» автомобил€, включа€ данные о прохождении техосмотров, плановом техобслуживании, наличии страховки, участии в авари€х и залоговом статусе.

¬ —Ўј, например, историю автомобил€ предоставл€ют коммерческие организации, одна из наиболее известных — Carfax. —озданна€ в середине 80-х дл€ определени€ истинного пробега подержанных автомобилей, база постепенно усложн€лась, и сегодн€, по данным самой компании, содержит информацию о 17 млрд автомобилей. —ведени€ получаютс€ из самых разных источников: страховых компаний, полиции, автосервисов, служб оперативного реагировани€ и так далее.

¬ –оссии нет своего «карфакса», и долгое врем€ даже проверка автомобил€ на кредитную чистоту была практически невозможной — сегодн€ это делаетс€ с помощью реестра уведомлений движимого имущества. “ем не менее достоверность сведений об участии в ƒ“ѕ, реальный пробег, истори€ ремонтов и обслуживани€ лежит на совести продавца. Ќапример, автообъ€влени€ пестр€т фразами «не бит, не крашен», но по данным автостраховщиков, лишь 12% автомобилистов езд€т действительно безаварийно.

¬ ѕ“— отражаютс€ основные характеристики автомобил€, его номера, а также данные о владельцах
¬ ѕ“— отражаютс€ основные характеристики автомобил€, его номера, а также данные о владельцах

Ќо если иде€ электронного паспорта выгл€дит перспективной, то исполнение вызывает вопросы. ќператором услуги стала компани€ јќ «Ёлектронный паспорт», и, суд€ по всему, к предполагаемому запуску системы ей не удалось интегрировать в систему всех участников, среди которых и дилеры автомобилей, и банки, и пункты техосмотра, и ћ–Ёќ √»Ѕƒƒ.

—толь широкий доступ к базе данных ставит вопрос о достоверности сведений и ее безопасности. Ќепон€тна, например, ответственность банка или страховщика, который не внес своевременно нужные данные в базу.

¬озникли и совсем уж нелепые накладки, например по закону о защите персональных данных автовладелец мог запретить внесение личных сведений в базу данных «Ёлектронного паспорта», а это создавало абсурдную ситуацию. —егодн€ факт владени€ автомобилем подтверждают два документа — договор купли-продажи и ѕ“— (после постановки на учет). Ќо договор купли-продажи составл€етс€ в свободной форме и не защищен от подделок, а если электронный ѕ“— можно анонимизировать, открывают перспективы мошенничества, вплоть до «рейдерского захвата» автомобил€ еще до первой постановки на учет. ≈сть и другие риски, например прежний хоз€ин автомобил€ может оказатьс€ под подозрением, если новый владелец-аноним совершит нарушение или аварию: подобные ситуации случаютс€ и сейчас, но введение электронных ѕ“— усугубит ситуацию. —уд€ по всему, личные данные в базе данных все-таки будут, но на согласование формальностей уйдет врем€.

ѕоэтому электронные ѕ“— вызывают недоверие у самих автомобилистов: не возникнет ли многочисленных нестыковок с другими системами, которые обернутс€ дл€ граждан головной болью?

Ќевозможность «подружить» между собой разные базы данных — давн€€ проблема дл€ –оссии. Ќапример, автостраховщики долгое врем€ морочили клиентам голову из-за сложностей проверки данных об аварийности по базам чужих компаний. Ћишь под давлением властей началась кампани€ по восстановлению  Ѕћ — мы публиковали инструкцию, как скорректировать коэффициент бонус-малус.

ƒругим примером €вл€етс€ чехарда со штрафами-невидимками: о них знают одни системы (например, «√осуслуги»), но не вид€т другие. —кажем, при попытке оплатить штраф через банкомат выдаетс€ сообщение об отсутствии данных. ѕроблема — в неполной интеграции основной базы √»— √ћѕ с региональными базами √»Ѕƒƒ.

»з-за подобных сложностей тормозитс€ проверка ќ—ј√ќ с помощью камер видеофиксации: пилотный запуск такой системы в ћоскве потребовал «зачистки» базы данных ј»— –—ј, содержащей сведени€ о полисах ќ—ј√ќ.

ќдной болью меньше: в –оссии отложили ликвидацию бумажных ѕ“—

–оссии остро не хватает единой базы данных автомобилей, котора€ стала бы основной дл€ цивилизованного вторичного рынка. Ќо в данном случае отсрочка ее внедрени€ выгл€дит разумной мерой: иногда лучше позже, но зато сразу хорошо.